There's so much confusion in the world.
I dont't want realism, I want magic!
С первой попытки я не смогла посмотреть эту постановку Трамвая *Желание* полностью: выключила через 20 минут в недоумении -от акцента Бланш/Джиллиан, декораций, атмосферы-*хмхмхм, ну, может быть, когда-нибудь потом.*
Два года спустя после просмотра я осталась без слов- ошеломленной и в слезах. Нокаут.
Потом, я узнала, что в тот день, когда я смотрела запись, был Всемирный день театра, 27 марта. Считаю это совпадение символическим признанием этой постановки и Джиллиан, как театральной актрисы.
В итоге, меня зацепило так, что я провела 4 следующих вечера за просмотром других версий *Трамваев* и чтением пьесы. Длинные куски цитировать не могу, а вот короткие, уже да!
Вот здесь есть очень хороший, подробный анализ не знаю, насколько DuBois в плане деревьев имелся в виду как фаллический символ по Фрейду- мне показалось Blanche DuBois было отнесено к Чеховскому Саду.
И еще , всегда хочется поменять их имена местами- потому что *Stella, Stella for star!*
И все-таки, очень много для меня зависит от актера, понимаю я его эмоции или нет, я видела эти (некоторые) Трамваи и раньше, но никогда прежде меня это так не увлекало, и в общем-то не очень понимала , в чем вся суть Бланш, что в ней особенного. А теперь, чем я больше о ней читаю, тем интереснее. Хотелось бы узнать мнение Уильямса, какими он их хотел видеть, но так как он видел постановку с Брандо и Ли, значит, одобрил ( и Брандо играл в театре ее тоже). Но Стэнли не так интересен, как Бланш.
Не совсем правильно сравнивать телеверсии с театральной постановкой: или ты играешь роль с несколькими дублями, или постоянно находишься на сцене. Но в театральной постановке есть эффект звука и света.
1951 год- с Вивьен Ли и Марлоном Брандо,
1995- с Джессикой Ланг и Алеком Болдуином, и Дайан Лейн.
2014- Джиллиан Андерсон и Бен Фостер.
Бланш:
Бланш в исполнении Вивьен Ли и Джессики Ланг- с самого начала появляются как потерявшиеся в своем иллюзорном мире женщины, уже почти сломленные- испуганно озираются, сразу возникает ощущение, что ничего хорошего их уже не ждет. С самого начала высокий градус драмы. После второго прочтения я совершенно не вижу их такими, как Джессика и Вивьен, эти Бланш уже слишком далеко в своей реальности, слишком болезненны.
Бланш у Джиллиан- эксцентричная дамочка, с претензиями, залетает к ним из другого мира, как необычная бабочка. Эта Бланш знает, что ее мир рушится, но делает усилия над собой, чтобы хоть как-то держать свой фасад на публике. Первую часть пьесы мы смеемся над ее ироничными замечаниями, а во второй поворот событий происходит так стремительно, что оглушает. Джиллиан умеет погружать в эмоции. Завидую тем, кто видел это вживую в Лондоне и увидит в НЙ.
Теперь, посмотрев, наверное, уже четыре разных театральных версий Трамвая (русских), могу сказать, что у Джиллиан с самого начала очень мощное присутствие на сцене. С самого начала действия акцент на ней. Она притягивает к себе все внимание- голосом, интонацией, энергией.
На мой взгляд, этот вариант более интересен и драматичен тем, что персонаж изменяется на протяжении пьесы. Трагикомедия -это сила. И в этот раз мне очень понравился акцент, интонации Бланш, он остается звучать в голове. интересный, запоминающийся ход. Джиллиан отлично владеет своим голосом.
Еще, что я отметила- они не отсупали от пьесы и дают Бланш желтое (и с виду, действительно, даже похожее на букле платье, с брошкой в виде морского конька, и букетик фиалок, и бирюзовый есть на ее жакете. Желтый цвет появляется в нескольких элементах во второй части.
В версии с Джессикой Ланг- ее одевают в лавандовый, а виноград прикалывают в виде броши. Почему?
Стэнли:
Самый устрашающий, жестокий- Марлон Брандо. На самом деле получилось- deliberate cruelty is not forgivable
Самый человечный Стэн- Алек Болдуин- и у него яснее выходило показать конфликт его Стэнли. (в этой части красочно показали декорации для игры в покер- по Ван-Гогу, как у Уилльямса)
Бен Фостер- у меня нет какого-то особого мнения о нем- но мне понравился этот момент, когда он накидывает ткань на лицо Бланш.
Во многих ревью пишут, что между Стэнли и Бланш есть сексуальное напряжение. Не знаю, я не увидела этого ни в одной из версий. В каждой версии Бланш просто по-женски кокетничают, Стэнли отпускают замечание - *если бы что , то я бы, конечно, да*.
Стелла
Очень не понравилась актриса из 1951г.
Понраивлась Дайан Лейн. Мягкая и красивая.
Ванесса Кирби- у них с этим Стэнли получилось хорошо показать их *животные страсти* :) Но во второй раз меня немного раздражал тембр ее голоса
Митчи- понравились практически все. Но больше 2014 и 1995.
Интересно, что бы было, если собрать Джиллиан Андерсон, Алека Болдуина и Дайан Лейн?
Даже не могу себе представить, сколько эмоциональных сил нужно, чтобы сыграть эту роль (Бланш), да еще и в один заход. И сколько текста!
В итоге мои симпатии сложились так:
Первое место- 2014 С Джиллиан Андерсон- эмоционально мне ближе эта версия. Её Бланш заставляла сопереживать.
второе место - 1995 С Джессикой Ланг
третье место -1951 с Вивьен Ли
I never was hard or self-sufficient enough. When people are soft - soft people have got to shimmer and glow - they've got ot put on soft colors, the colors of butterfly wings, and put a - paper lantern over the light... It isn't enough to be soft. You've got to be soft and attractive. And I - I'm fading now! I don't know how much longer I can turn the trick.
а YoungVic сняли короткометражку-что было до того, как Бланш приехала к Стелле.
Click to view
И За кулисами
Click to view
А здесь интересный комментарий о том, что случилось с Бланш после того, как она попадает в больницу?
http://www.imdb.com/title/tt0044081/board/thread/198476127?d=198476127#198476127 An actress on stage years later was going to play Blanche and was trying to understand the character. She asked Tennessee Williams what he thought happened to Blanche after the play. Without a pause Tennessee said, "She did fine at the hospital, slept with some of the handsome young doctors and got out and opened a chic little shop in the Quarter." -и это такой обнадеживающий комментарий от Тенесси Уильямса. Хорошо, что все случилось таким образом. Честно говоря, я надеялась на что-то подобное.
Интересные факты:
"Everything in his life is in his plays, and everything in his plays is in his life." -Elia Kazan ( о Тенесси Уильямсе).
Throughout his life Williams remained close to his sister Rose who was diagnosed with schizophrenia as a young woman, Williams had her moved to a private institution just north of New York City
by the late 1930s Williams had finally accepted his homosexuality-*These are love-letters, yellowing with antiquity, all from one boy...*
Williams moved to New Orleans in 1939
On February 25, 1983, Williams was found dead in his suite at the Elysée Hotel in New York at age 71-*They told me to take a street-car named Desire, and transfer to one called Cemeteries, and ride six blocks and get off at-Elysian Fields!*
he wanted to be buried at sea -*and when i die i'm going to die on the sea*