Турбореали́зм - самоназвание направления, возникшего в российской
фантастической литературе в начале 1990-х годов. По мнению некоторых критиков и не участвующих в движении писателей, явился результатом попытки отмежеваться от считающейся «низким жанром»
фантастики как таковой
[1][2].
Турбореализм можно определить как
философско-
психологическую интеллектуальную фантастику, свободно обращающуюся с реальностями. Произведения, относимые к этому направлению, находятся на стыке фантастики и «обычной» литературы, фантастические допущения являются отправной точкой для произведения, выполненного по канонам социально-психологической прозы
[3]. В каком-то смысле, турбореализм есть дальнейшее развитие представления о «реалистической фантастике», заложенного
Стругацкими[4]. Термин «турбореализм» пустил в ход
Владимир Покровский[5]. К «турбореалистам» относятся такие авторы, как
Андрей Столяров,
Андрей Лазарчук, в какой-то степени
Виктор Пелевин и
Михаил Веллер. В близкой к турбореализму манере работают
Эдуард Геворкян и
Андрей Саломатов.
Андрей Лазарчук даёт
[5] следующее определение турбореализма:
Турбореализм подразумевает следующее: наш мир, в основном, представляет собой коллективный вымысел или, по меньшей мере, описание, текст, информационный пакет; непосредственно в ощущениях мы получаем малую толику информации о нём (да и ту, зная кое-что о механизмах восприятия, можем ставить под сомнение), значительно же больше - в виде сообщений, прошедших через многие руки.
<…>
Можно сказать так: турбореализм есть литература виртуального мира, в котором мы существуем.
Поскольку термин пока не устоялся, в число «турбореалистов» периодически попадают авторы «четвёртой волны[
прояснить]», работающие в других эстетических пространствах - например,
Михаил Успенский,
Евгений Лукин,
Вячеслав Рыбаков или
Борис Штерн.[
источник не указан 3050 дней]
Турбореализм характеризуется его теоретиками по таким отличительным чертам, как «надтекст», «эпикатастрофичность» и «метарелигия».
Суть принципа «надтекста» - представление о литературе в целом как об информационной волне, катящейся из прошлого в будущее. Для того, чтобы сказать что-то действительно новое, автор должен находиться впереди этой волны, писать с опережением собственного времени. Достигается это повышенной смысловой и эмоциональной насыщенностью текстов произведений турбореализма, из чего естественным образом проистекает множественность трактовок. Принцип «надтекста», который был важен для «турбореалистов» на этапе формирования их движения, носил не столько философско-эстетический, сколько политический характер - он наглядно показывал, почему турбореализм находится в авангарде современной литературы.
Принцип «эпикатастрофизма», напротив, оказался весьма плодотворным. Он постулировал, что человек (
социум, мир) существует в условиях перманентной
катастрофы - нравственной, социальной,
космологической. Применение этого принципа придаёт произведениям «турбореализма» некоторую
пессимистичность - и одновременно делает их относительно динамичными.
Принцип «метарелигии» основан на представлении о равнозначности для турбореализма таких начал, как
личность,
Бог и мир. Именно использование этого принципа позволяет авторам свободно обращаться с реальностями, сталкивать на равных Бога (или
Дьявола) и человека, использовать
магию не как художественный приём, а как существенную часть описываемой реальности.
Главные произведения турбореализма