Классификация основных сюжетных ходов, применяемых при создании фанфиков в жанре слэш.
Если много лет подряд читать фики, в конце концов впадаешь в состояние перманентного deja vue. А после того, как, читая очередной фик, то тут, то там натыкаешься на до боли знакомые ситуации, быть может, сложившиеся в другой обстановке, быть может - с участием других персонажей, но все равно такие, которые уже где-то встречались, создается впечатление, что перед тобой конструктор, состоящий из множества кусочков, набор форм которых ограничен, а от количества расцветок и видов внешней отделки просто глаза разбегаются. Присмотревшись к этому великолепию, начинаешь задумываться о том, как бы все это дело пересчитать и разложить по кучкам - например, для того, чтобы найти неиспользованные возможности для творчества, или для того, чтобы когда-нибудь создать что-нибудь вроде путеводителя для читателей.
Естественно, такое желание возникало не у меня одной. К настоящему времени написано некоторое количество работ, в которых фики классифицируются по тому или иному принципу.
Во первых, существует традиционная классификация, согласно которой фики подразделяются по жанрам и рейтингам. Она относится к первому типу. Ее положения можно найти в глоссарии Die Marchen (
http://restricted.ruslash.net/Articles/glossary.htm), кроме того, они изложены в статьях Сент-Ольги “Фанфикшн и с чем его едят” (
http://fanrus.com/mast/stolgafanfic.php), Klea "Фанфикшн... Как много в этом слове для слуха фанского слилось" (
http://fanrus.com/mast/klea_fanfiction.php), Кьяры "Классификация фиков по содержанию" (
http://www.snapetales.com/index.php?fic_id=310). Можно заметить, что критерии этой классификации не совсем однородны по своей природе. Одни из них относятся к содержанию произведения (angst, romance, dark-fic, fluff), другие - к форме (драббл, виньетка, сонг-фик), а некоторые - вообще к тому, каким образом этот фик создавался (челлендж, round-robin). Кроме того, фики классифицируются с точки зрения отношения их времени действия по отношению ко времени действия канона (приквелы, сиквелы, новые серии (для сериалов), заполнение пробелов.
Некоторые авторы используют более оригинальные критерии. Например, в основу “Классификации фиков” Цыцы (
http://fanrus.com/mast/cica_fics.php) положено отношение мира фика и мира Роулинг. Она разделяет их на 4 группы:
1. КЛАССИЧЕСКИЕ
"Очень близкие к канону атмосфера и герои. Фики, действительно написанные по вселенной Роулинг,
Пример: Juxian Tang, Ferry "
2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ
«Фики, в которых автор переворачивает канон с ног на голову, и фактически подавляет канон самим собою.
Пример: Lemontree, mobius»
3. АВТОРСКИЕ
«Очень художественный вид фанфикшна, фики от авторов, имеющих свой яркий, отработанный стиль. Литература как не работа со словами только, но и со светом, цветом, тенями и полутонами.
Авторские приемы играют немалую роль, авторские предпочтения. Канон - лишь источник вдохновения.
Пример: E-light, Joya Infinita»
4. ШИППЕРСКИЕ
"Очень «центричные» фики, с упором на какого-то определенного героя. Фики, где все спроецировано на некий светлый - или не очень - образ, где главное - раскрытие характера персонажа. Для этих фиков, как правило, характерны специальные приемы, некие определенные клише в хорошем смысле этого слова, эти фики - фики про правилам.
Как правило, это очень психологичные произведение, для которых, однако, не чуждо некое обожествление героя или его - скажем так - демонизация. Это фик-одержимость, фик-признание, фик-гимн, фик-декларация.
Примеры: Серпенсортия, Джуд "
Сент-Ольга в одной своей статье (совершенно не помню, где я ее читала) классифицирует фики с точки зрения уровня таланта авторов и их влияние на фандом.
Существуют работы другого типа (Galadriel, “Пейрингов всего четыре” (
http://fanrus.com/mast/galadriel_paring.php), Saint-Olga "Генератор Снарри" (
http://restricted.ruslash.net/Articles/snarry.htm), Цыца, “Классификация Снейпа в фанфикшн” (
http://fanrus.com/mast/cica_snape.php), Kawai Sshu, “Гарри и Драко в слэшном фанфикшене -штампы” (
http://fanrus.com/mast/kawaiishu_harrydraco.php) и “Гарри и Снейп в слэшном фанфикшене -штампы” (
http://fanrus.com/mast/kawaiishu_snarry.php) внимание уделяется не фику как целому, а отдельным моментам - пейрингам, трактовкам характеров персонажей, отдельным событиям и ситуациям.
Galadriel рассмат ривает четыре основных типов отношений, встречающихся между героями фиков.
"Снейп/Гермиона
«... самый старый пейринг - об учителе и ученице, о непозволительной страсти и слабости».
Снейп/Гарри
«Второй пейринг, связанный с первым - о несостоявшемся отцовстве. Об отторжении и влечении тех, кто обречен находиться по разные стороны баррикад, построенных ими же самими.»
Гарри/Драко
«Третий пейринг - о вражде и борьбе... Пейринг о противнике столь совершенном, что поневоле начинаешь любить его.»
Блэк/Люпин
«Последний пейринг - о дружбе столь крепкой, что может заменить все остальное... У них слишком много общего, чтобы они могли разойтись, и слишком мало, чтобы действовать заодно... Однако они производят обманчивое впечатление хорошей пары - пока каторжник не начинает брать верх над зверем - или наоборот.»
«Пейрингов всего четыре. И сколько бы времени ни существовал фандом, мы будем переписывать их - в том или ином варианте. "
Цыца пишет о том, каким Снейп предстает в ее любимых фиках - то есть, у нее мы видим описание различных трактовок характера одного и того же персонажа. Т. е., Снейп обаятельный, Снейп, внушающий жалость, Снейп, мудрый и взрослый, Снейп - редкостная сволочь - или просто задолбанный жизнью человек.
У Сент-Ольги мы видим наиболее распространенную сюжетную схему типичного фика об отношениях Гарри и Снейпа.
И, наконец, есть две забавные работы Kawai Sshu о штампах, встречающихся в Снарри и Гарридраках. Собственно, это они натолкнули меня на мысль заняться систематизацией элементов, из которых состоят фанфики - штампами я бы их называть не стала, поскольку все очень сильно зависит от мастерства автора и от того, каким образом все это подается. Kawai Sshu эти элементы представлены в виде простого списка. При этом в глаза сразу же бросается его неоднородность. Одни из перечисленных в нем штампов относятся к трактовкам характеров персонажей, например: Гарри - злонамеренный садист, Гарри - истинный Гриффиндорец, Драко - истинный Слизеринец, другие - к ситуациям: Гарри/Драко, покинувший волшебный мир, Гарри - девственник, который срочно должен этой девственности лишиться/Снейп - лишатель девственности, Гарри и Спейп - муж и жена по воле рока, третьи - к тому, чем персонажи будут заниматься после событий, описанных в книгах: Драко - хаслер, Гарри - учитель ЗОТС, Гарри - лучший аврор министерства.
Короче говоря, все это дело сразу хочется как-то структурировать. При внимательном рассмотрении среди этих элементов выделяются такие группы:
1)мотивы - то есть, минимальные элементы повествования, которые по отдельности не являются ситуациями, но зато способствуют раскрытию характера персонажей. Например, отдельные элементы внешнего вида персонажей - татуировки, кожаная одежда, шрамы, отсутствие конечностей; отдельные действия - например, питье шампанского или огневиски, слушание шума дождя или созерцание снега, падающего или лежащего (под первое герои обычно предаются невеселым думам, а второе способствует всяческим озарениям), курение; отдельные элементы интерьера или пейзажа - черные простыни.
2)сюжетные ходы, то есть, такие события или ситуации, которые оказывают влияние на дальнейшее развитие сюжета;
3)Трактовки характеров персонажей.
(Продолжение следует)