«Поможем гидре опорожнить ее туман»
Малларме. Размышления
В романе Виктора Пелевина «Смотритель», среди четырёх Ангелов стихий, наиболее близким Алексу был Ангел Воды.
Интересно, почему именно «вода»? Ваша Текучесть - так называл этого ангела смотритель Идиллиума Алекс.
То, что я принял за лезвия, было концами крыльев. А увидев крылья, я увидел и Ангелов.
Их было четверо. Они стояли спинами ко мне - повернувшись, видимо, каждый к своей стороне света. Я сидел точно в центре образованного ими квадрата.
...
Когда я стал ясно различать эти лица, сделалось так темно, что амфитеатр с монахами исчез (или, может быть, он остался на своем месте, просто мое внимание переместилось в более тонкий срез реальности). Теперь со всех сторон была мгла, пронизанная радужным мерцанием, похожим на полярные огни. Я вспомнил первое название ложи Павла Великого - Aurora Borealis.
...
На лицах Ангелов застыли еле заметные улыбки - но, хоть я больше не видел их крыльев, моя шея чувствовала их острия очень хорошо. Прямо на меня глядело лицо со знаком воды на лбу. За моей спиной был Ангел Огня. Справа - Ангел Воздуха. Слева - Ангел Земли.
...
Когда говорил кто-то из Ангелов, передо мной вопреки всем законам оптики на время появлялся его лик. То же самое происходило, когда кто-то из Ангелов желал поглядеть на меня. Они были очень похожи друг на друга - если бы не меняющийся знак элемента на лбу, я вряд ли сумел бы их различить.
Как только Ангел Земли замолчал, я опять увидел Ангела Воды. Он улыбался, словно услышал что-то приятное.
...
И я уставился в глаза Ангелу Воды. Он улыбнулся. Я почему-то с самого начала был уверен, что он на моей стороне. Не зря ведь я сидел к нему лицом.
Французский философ Гастон Башляр написал пять томов исследования о психоаналитическом значении для воображения человека образов материальных стихий.
«Стихии - огонь, воздух, земля, вода, уже издавна помогавшие философам представить великолепие мироздания, остаются и первоначалами художественного творчества. Воздействие их на воображение может показаться довольно косвенным и метафоричным. И тем не менее, едва устанавливается подлинная причастность произведения искусства космической силе элементов, сейчас же возникает впечатление, будто мы нашли основание единства, подкрепляющего единство и целостность самых совершенных произведений». («Право на грезы»).
«Образы, для которых вода служит архетипом или материей, не обладают постоянством и крепостью, как те, на которые нас вдохновляют земля, кристаллы, металлы и драгоценные камни. Им не свойственна бодрая жизнь, характерная для образов огня. Из вод не строятся «правдивые обманы». Душа должна быть в достаточной степени смущена, чтобы всерьез обмануться речными миражами». («Вода и грезы»)
В буддийском учении всех школ четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух обобщенно называются рупа, что буквально означает «форма». Она представляет то, что западные философы называют объективным содержанием ситуации восприятия.
Допустим, мы видим цветок или слышим мелодию. Это - ситуация восприятия. В ней мы можем различить два элемента. Во-первых, это то, что мы сами привносим в нее.
Например, мы привносим ощущение цвета - красного или белого. Или же ощущение приятного или раздражающего, ощущение удовольствия и т.п. Во-вторых, в ситуации восприятия есть нечто, что мы не привносим от себя. Это есть опыт переживания чего-то. Это нечто, до конца не известное и не постигаемое, или то, что мы определяем как объективное содержание ситуации восприятия и называют рупа.
Рупа воспринимается как:
а) как прочное и способное оказывать противодействие
б) как текучее и связующее
в) как имеющее определенную температуру
г) как легкое и подвижное.
Эти четыре качества рупы символизируются в буддийском учении, традиции и искусстве четырьмя элементами: землей, водой, огнем и воздухом. Эти элементы - не «вещи». Земля - не ком земли, а вода не означает воду, которую мы наливаем из ведра, но символизируют главные качества рупы. Земля символизирует все, что прочно и сопротивляется в отдельно взятой ситуации восприятия, тогда как вода символизирует все текучее и связующее. Все, что характеризуется температурой, - символизировано огнем, а все, что излучает легкое и подвижное, - воздухом.
Пространство, пятый элемент - есть то, в чем содержатся остальные четыре элемента, оно поддерживает и делает возможным существование всей материальной Вселенной.
В мире сознания, духа эти же пять элементов символизируют различные стадии в преображении психической и духовной энергии. Это микрокосмос человека.
На стадии земли человек подобен заключенному, крепко скованному по рукам и ногам. Его энергия полностью заблокирована. На стадии воды человек обретает способность двигаться в пределах ограниченного пространства: до стены в одном направлении, и в другом направлении - не дальше стены.
В состоянии огня заключенному удается проделать отверстие в крыше, и он, подобно тибетскому йогину, взмывает вверх и, пройдя через отверстие, поднимается все выше и выше в облака.
В состоянии воздуха человек обнаруживает, что ему не нужно обязательно подниматься вверх, что он может двигаться и в других направлениях: отклоняться в стороны, опускаться ниже и вновь подниматься вверх, человек способен путешествовать во всех направлениях одновременно.
Вне этого есть пространство.
Таковы последовательно развивающиеся стадии преображения психических и духовных энергий: от земли к воде, от воды к огню, от огня к воздуху, от воздуха к пространству - стадии пути просветления, символизируемые пятью элементами.