Доктор Кансел навел нас на мысль, что с петухами мы еще не до конца разобрались в романе В. Пелевина «Круть».
Сократа осудили на смерть, но отсрочили приведение приговора на месяц из-за отплытия накануне корабля на остров Делос с ежегодной религиозной миссией. После оглашения приговора Сократ произнёс: «Вы идёте отсюда, чтобы жить, а я - умереть. А что из этого лучше, неизвестно никому, кроме бога».
В своей последней речи философ сказал, что смерти не боится, что в памяти людей останется мудрецом, что его обвинители обязательно пострадают.
Тридцать дней находился Сократ, закованный в цепи, в ожидании казни, пока корабль не вернулся с острова Делос в Афины. Его верный друг Критон подкупил стражу и предложил бежать, но философ отказался, сказав, что закон надо уважать, хотя его и осудили несправедливо.
У него было много времени на размышления, и ученики услышали его последние рассуждения об умирании для жизни земной, об освобождении бессмертной души от её смертной телесной оболочки. Он простился с женой, тремя своими сыновьями и ушёл в комнату для омовения. После купания к нему подошёл палач с чашей яда из цикуты и попросил не проклинать его. Сократ успокоил прислужника, выпил яд и стал ожидать его действия, предупредив своих учеников, что хотел бы умереть в благоговейном молчании, не слыша их рыданий. Когда у Сократа похолодел живот, он подозвал своего верного ученика Критона и передал странную просьбу:
«Критон, нужно принести петуха в жертву Асклепию».
Это были последние слова великого философа перед уходом из жизни, тайный смысл которых до сих пор не разгадан. Одни исследователи утверждают, будто Сократ хотел подчеркнуть последними словами, что смерть тела - это выздоровление души; другие, что смерть - выздоровление от болезни, называемой жизнью; третьи называли их просто дерзостью философа. Платон приписал учителю свои взгляды на бессмертие души.
Традиционное толкование последних слов Сократа в платоновском «Федоне», идущее от неоплатонических комментариев и наиболее известное в изложении Ф. Ницше, заключается в аллегорическом выражение идеи, что жизнь - это болезнь, а смерть - благо, и Сократ просит принести жертву Асклепию, который исцелил его от недуга жизни. Современный status quaestionis, однако, далек от признания этого чтения как окончательного: сложилось иное мнение, идущее от М. Фуко и в той или иной степени поддерживаемое другими исследователями. Согласно ему, Сократ благодарит Асклепия за исцеление от недуга ложных мнений и неверия в возможности рассуждения (мисологии).
Так что же? Может быть петуха Кукера тоже принесли в жертву ради спасения нашего мира?