«Четко и по порядку расскажу, как было дело, чтобы все знали правду из первых рук. Стыдиться мне нечего. Заодно станет ясно, чем вдохновлялись наши лучшие современные поэты, считающие себя моими учениками.
У меня есть мудрый старший друг - египтолог Солкинд, знающий много старинных тайн. Он обучил меня поразительно глубокой эзотерической практике, древней, но отлично подходящей к нашему времени.
Не хочу вдаваться в излишние подробности, но скажу, что одна из главных практик подразумевает длительную визуализацию «Я - Мин». То есть вы представляете себя в виде этого божества, мысленно копируя его позу.
Не буду подробно объяснять, как ее выполнять: у вас наверняка есть знакомый тантрический буддист, бродячий дзогчен-па или синий бон-поц. Уточните, как они линкуются со своими идамами. «
В. Пелевин. Круть
_____________________________
Идам , также Йидам, Иштадевата - божество обета в Ваджраяне.
Для буддиста, практикующего тантру, идам выражает качества просветлённого ума, качества Будды, на визуализации которого он концентрирует своё внимание во время медитаций, ретритов или в течение всей жизни.
Идам является идеальной формой, с которым медитирующий отождествляет себя, открывая собственную природу Будды. Привычка к этим формам, способствует удержанию сознательности, что в состоянии бардо во время глубокой медитации или смерти направляет практикующего к достижению реализации.
Идамы принимают разные образы - бодхисаттвы, воплощающие сострадание (такие как Авалокитешвара (тиб. Ченрези, рус. Любящие глаза) или Манджушри ( Бодхисаттва интелектуальной мудрости), учителя (такие как Падмасамбхава, Кармапа), гневные формы защитников (такие как Хаягрива, Ваджракилая, Ваджрапати, Махакала или Палден Лхамо).
Идамы принимают различные формы, мирные и гневные. Но суть их всегда одна - создание связи с будда-природой практикующего. Нередко идамы изображают в виде яб-юм - переплетающихся в объятиях мужского (яб) и женского (юм) божеств. Формы яб-юм связаны с особыми тантрическими практиками.
Медитация с идамами проводится в соответствии со строго выработанным ритуалом. Обязательным условием работы с идамами является принятие обетов бодхисаттвы - обязательствам достичь просветления для блага всех живых существ, и хотя бы минимальное понимание принципа пустотности.
Иными словами идам - это форма, посредством которой медитирующий может стать Буддой. Медитация, связанная с идамом, предусматривает сложную трансформацию сознания до полного просветления.