Начиная с романа «Чапаев и Пустота» Виктор Пелевин обращается к этому сложнейшему понятию - Шуньяты или пустотности.
Очень многие понимают Пустоту как вакуум или как то, что там ничего нет.
Это не так. Совсем не так.
Это потенциальная возможность для проявления вещей, людей, гор и морей, птиц и животных в нашем обусловленном мире.
Мешок с радугой - из которого все и проявляется.
Также Будда дал Учение о пустотности и нашего Я.
Важно! И немного сложно.
Что имеется в виду, когда говорят, что у нашего Я нет ничего самосущего?
Это означает, что наше Я - просто ярлык, который мы навесли на совокупность тела, ума и речи, и назвали это - Таней, к примеру.
Но мы не существуем как независимая Таня.
Нет такой Тани, которая была бы абсолютна, постоянна и неизменна. У нее есть руки, сердце, мозг, жидкости, молекулы и атомы с электронами и т.д. Она меняется каждое мгновение.
И так все вещи - как писал с юмором Пелевин - все они составные щуки княжны Таракановой.
Возьмем простой карандаш. Нет самосущего карандаша. Это мы его так назвали для удобства общения. А карандаш - это совокупность всего, что в нем есть.
Кроме того, карандаш возник лишь при определенных условиях, когда добыли древесину, напилили из нее заготовки, взяли стержень из графита, мастер на станке приделал все это, покрасил... и так далее. Все эти условия были необходимы, чтобы появился карандаш.
Но самосущего карандаша нет и не было. Это иллюзия - думать так о нем))
Поэтому в буддизме вовсе не отрицается существование вещей и нас с вами. Так думают нигилисты. Или солипсисты.
Буддизм отрицает невозможные способы существования. Как отдельного ото всего нашего Я.
И дальше - это важно для чтения книги «Круть» . Будда показал, как крутится колесо сансары.
Он увидел в своем прозрении 12-звенную цепь взаимозависимого существования.
Он показал, как омрачения и карма привязывают нас к сансаре.
“Вначале возникает мысль, которая просто навешивает на совокупности ярлык “я”; затем возникает видимость того, что это “я” существует с собственной стороны, и как только мысль верит в подлинность этой видимости, мысль эта становится невежеством. Это ошибочное представление, поскольку объект в реальности не существует. Именно поэтому объект является галлюцинацией; невежество, которое мотивирует карму, является галлюцинацией относительно природы “я”.
Кьябдже Сопа Ринпоче
Ярлык не существует как что-то реальное, сущее, а мы - конечно есть и животные есть, и леса с полями, и коты с собаками. Это не иллюзия.
Так вот, пустотность и есть то, что в буддизме называют отсутствием самосущности. Все дхармы пусты от самобытия.
Но есть еще и слова- концепции, у которых тоже нет никакой сущности. Поэтому и Пустота - пуста от самой себя.