Пара слов о Пустоте

Oct 30, 2024 09:07


Начиная с романа «Чапаев и Пустота» Виктор Пелевин обращается к этому сложнейшему понятию - Шуньяты или пустотности.

Очень многие понимают Пустоту как вакуум или как то, что там ничего нет.

Это не так. Совсем не так.

Это потенциальная возможность для проявления вещей, людей, гор и морей, птиц и животных в нашем обусловленном мире.

Мешок с радугой - из которого все и проявляется.

Также Будда дал Учение о пустотности и нашего Я.

Важно!  И немного сложно.

Что имеется в виду, когда говорят, что у нашего Я нет ничего самосущего?

Это означает, что наше Я - просто ярлык, который мы навесли на совокупность тела, ума и речи,  и назвали это  - Таней, к примеру.

Но мы не существуем как независимая Таня.

Нет такой Тани, которая была бы абсолютна, постоянна и неизменна. У нее есть руки, сердце, мозг, жидкости, молекулы и атомы  с электронами и т.д. Она меняется каждое мгновение.

И так все вещи - как писал с юмором Пелевин - все они  составные щуки княжны Таракановой.

Возьмем простой карандаш. Нет самосущего карандаша. Это мы его так назвали для удобства общения. А карандаш - это совокупность всего, что в нем есть.

Кроме того, карандаш возник лишь при определенных условиях, когда добыли древесину, напилили из нее заготовки, взяли стержень из графита, мастер на станке приделал все это, покрасил... и так далее. Все эти условия были необходимы, чтобы появился карандаш.

Но самосущего карандаша нет и не было. Это иллюзия - думать так о нем))



Поэтому в буддизме вовсе не отрицается существование вещей и нас с вами. Так думают нигилисты. Или солипсисты.

Буддизм отрицает невозможные способы существования. Как отдельного ото всего нашего Я.

И дальше - это важно для чтения книги «Круть» . Будда показал, как крутится колесо сансары.

Он увидел в своем прозрении 12-звенную цепь взаимозависимого существования.

Он показал, как омрачения и карма привязывают нас к сансаре.

“Вначале возникает мысль, которая просто навешивает на совокупности ярлык “я”; затем возникает видимость того, что это “я” существует с собственной стороны, и как только мысль верит в подлинность этой видимости, мысль эта становится невежеством. Это ошибочное представление, поскольку объект в реальности не существует. Именно поэтому объект является галлюцинацией; невежество, которое мотивирует карму, является галлюцинацией относительно природы “я”.
Кьябдже Сопа Ринпоче

Ярлык не существует как что-то реальное, сущее, а мы - конечно есть и животные есть, и леса с полями, и коты с собаками. Это не иллюзия.



Так вот, пустотность и есть то, что в буддизме называют отсутствием самосущности. Все дхармы пусты от самобытия.

Но есть еще и слова- концепции, у которых тоже нет никакой сущности. Поэтому и Пустота - пуста от самой себя.

будда, Круть, философия, буддизм

Previous post Next post
Up