Бездомный - "Вы писатель? ".
Мастер - "Я мастер! ".
Все, конечно, помнят эпиграф к роману МиМ:
…Так кто ж ты, наконец?
- Я - часть той силы,
Что вечно хочет зла
И вечно совершает благо.
И.В. Гете «Фауст»
***
Эта тема присутствует и в романе Пелевина «Круть».
Что это за сила?
Как назвать древнее Зло?
И что значат в эпиграфе слова "вечно хочет зла и вечно совершает благо"? Одно из объяснений может заключаться в том, что по христианской эсхатологии в борьбе добра и зла конечный исход предопределен: добро, несмотря на многочисленные козни Сатаны, восторжествует. Сравните строки Вл. Соловьева:
Бессильно зло, мы вечны; с нами Бог.
Не властью внешнею, а правдою святою
Князь века осужден и все его дела.
Кроме того, дьявол в русской литературе и изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков изображается как мятущийся, страдающий, трагический персонаж, например, "Демон" М. Врубеля или Дьявол в стихотворении З. Гиппиус "Божья тварь":
За Дьявола Тебя молю, Господь! И он - Твое созданье. Я Дьявола за то люблю, Что вижу в нем - мое страданье. Борясь и мучаясь, он сеть Свою заботливо сплетает… И не могу я не жалеть Того, кто, как и я, - страдает. Когда восстанет наша плоть В Твоем суде, для воздаянья, О, отпусти ему, Господь, Его безумство - за страданье.
И вот уже Ры , как и Маргарита, дарит Мастеру шапочку с буквой М.
Дико хохочет, как безумная ведьма - Пусть поищут повестку - хохотала она, найдут, да не ту! Не ту!
А затем продает душу дьяволу. Сама соглашается на договор, сама ставит подпись и едет на импланте Троедыкиной на встречу с Кукером...