Jul 08, 2024 17:48
Писатель Артур Брукс поразмышлял о том, как часто мы представляем себе жизнь в виде путешествия героя, но забываем о последнем этапе: отпустить.
(Статья была впервые опубликована на английском языке 7 мая 2020 г. в The Atlantic под заголовком «Why So Many People Are Unhappy in Retirement».)
Антрополог XIX века Эдвард Бернетт Тайлор был первым, кто описал путешествие героя в литературе. Как он показал, многие великие приключенческие истории следуют основной формуле мономифа. Мы видим это, начиная с библейской истории о царе Давиде и заканчивая современными «Звездными войнами».
Можно представить, что в самом общем виде эта формула состоит из трех частей.
Первая - это зов, своеобразный призыв к приключению, когда будущего героя побуждают к смелым действиям, обычно для решения сложной задачи - например, борьбы с Голиафом или Империей.
Второе - испытание, в котором герой подвергается жестокой проверке и вынужден преодолеть существенные препятствия - например, победить великана в битве или взорвать Звезду Смерти.
Третья - победа, когда герой все преодолевает и триумфально возвращается домой.
Психоаналитик Карл Густав Юнг считал, что преуспевающие люди склонны рассматривать свою жизнь через призму этого мифа.
«Тот, кто никогда не встречался с драконом, не герой … В равной степени только тот, кто рискнул сразиться с драконом и не был им побежден, получает награду … Только он один имеет право на подлинную уверенность в себе, ибо он столкнулся с тёмной стороной своего «я» и тем самым обрел себя».
Путешествие героя - захватывающее приключение, когда вы находитесь в его середине. Проблемы начинаются, когда ваши силы начинают иссякать, потому что теперь все идет не по сценарию. Люди редко меняют историю, которую они создали для своей жизни; вместо этого они с яростью пытаются вписать свою жизнь в привычную сюжетную линию, что часто приводит к печальным результатам.
Но эта ярость возникает из-за неправильного понимания пути героя. Структурируя его в три этапа, как я сделал выше, мы совершаем ошибку, упуская последний, критически важный этап.
Литературовед Джозеф Кэмпбелл, автор книги «Тысячеликий герой», отмечает, что многие великие мифы включают в себя тонкий поворот после триумфальной победы в битве. Он называет это «преодолением порога возвращения».
Кэмпбелл пишет:
«Возвращающийся герой, чтобы завершить свое приключение, должен пережить воздействие окружающего мира… Первая проблема возвращающегося героя - после радующих душу свершений принять как реальность все преходящие радости и печали, все банальности и вопиющие непристойности жизни».
Другими словами, конец путешествия настоящего героя - это возвращение домой и новая битва, которую нужно вести не с внешним врагом, а с собственными внутренними демонами. Выиграйте эту последнюю битву - самую трудную из всех - и истинная победа будет за вами.
Хотя далеко не все проходят в жизни путь героя от и до, это не значит, что мономиф не заслуживает нашего внимания для размышлений о конечных целях. Во-первых, имейте мечту и идите к ней. Во-вторых, помните, что достижение ваших целей будет болезненным, если они чего-то стоят. Вы не избежите страданий. Смиритесь с жертвами. В-третьих, если вы достигнете цели, наслаждайтесь победой.
Но не забывайте и о четвертой части - личном испытании. После триумфов и расцвета сил ваши победы начнут меркнуть, навыки будут снижаться, а жизненные проблемы будут бесконечно вторгаться. Если вы будете пытаться удержать славу, когда она начнет угасать, это сведет на нет ваши победы и ознаменует печальное завершение вашего пути. Если вы все еще находитесь в середине пути героя, то вам стоит уже сейчас составить реалистичную картину, чтобы проявить истинную силу и характер на заключительном этапе. Планируйте посвятить последнюю часть своей жизни служению другим, любви к своей семье и друзьям и воплощению хорошего примера для тех, кто все еще находится на первых трех этапах своего героического пути. Счастье в финале зависит от сюжета, который вы выбираете.
Путешествие в Элевсин,
философские похмелинги