Чеховская Душечка. Идеальная женщина или дура?

Jun 18, 2024 09:38

Как вы думаете?
Вопрос не очень простой. К примеру Л. Толстой в послесловии к этому рассказу Чехова, Душечкой восторгается!! Идеальная жена, вся до остатка растворившаяся в своем муже.

А Чехов явно недолюбливает : Смерть Кукина, неистовое горе… и через три месяца Душечка вновь счастлива с Пустоваловым, степенным и набожным человеком. Они люди труда, им не до пустяков, «в театрах этих что хорошего». Шесть лет счастливой семейной жизни, шесть месяцев траура безутешной вдовы и, разумеется, новая привязанность: ветеринар Смирнин - и новое ветеринарское credo. Душечка «пуста»: когда ей некого любить, у неё нет своих мыслей. Она видит предметы вокруг, но не знает, что о них думать. И жизнь пуста, и снится ей пустой двор…
Так кто она - идеальная женщина, полностью отдающая себя новому мужу или раба, беспринципная и бездуховная приживалка?

Ольга Семёновна Племянникова, она же Оленька и Душечка.
Первое впечатление от образа Душечки - добрая, отзывчивая, преданная, верная и бескорыстная душа, прекрасная жена и мать.
Глядя на "добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: "Да, ничего себе..." и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия: - Душечка!"

У Душечки всего лишь один недостаток: она не имела собственного мнения, поэтому разделяла взгляды тех, кого любила: папаши, тёти из Брянска, учителя французского языка, позже - мужей. Она соглашалась с ними во всём, и ей было удобно и спокойно. Её удел - любить любого, кто поведёт её по жизни.
Особенно запоминается несколько раз повторенное Чеховым слово "полюбила", под которым подразумеваются синонимы: "привязалась", "прилепилась", "приспособилась", "прицепилась", "прислонилась".
Так любовь ли это, или привязанность - захват чужой жизни и самого объекта своей привязанности?
Оленька держалась за мужа, как за спасательный круг, женская интуиция подсказывала ей, что мужчина - существо увлекающееся, особенно человек искусства, и надо делать всё возможное, чтобы удержать его возле себя. Льстить, соглашаться и поддакивать.
"Какой ты у меня славненький! - говорила она совершенно искренно, приглаживая ему волосы. - Какой ты у меня хорошенький!" Когда Кукин "по ночам кашлял, она поила его малиной и липовым цветом, натирала одеколоном, кутала в свои мягкие шали!".

Как долго мужчина может вытерпеть возле себя идеальную женщину - точную копию его самого? В конце концов надоедает смотреть на себя в зеркало и хочется его разбить.

Но Чехов не так прост!
Последняя любовь Душечки была к мальчику Саше, чистая и трогательная.
На первый взгляд трудно уловить различие в её любви к мужьям и к мальчику, но Чехов это различие показывает. Показывает не только словами о том, что она готова "умереть за его картуз". Очень красноречиво сравнение её жизни с Кукиным: Кукин худел, желтел, кашлял по ночам, а "Оленька полнела и вся сияла от удовольствия". А с Сашей они "вместе обедают, вечером вместе готовят уроки и плачут". Душечка мечтает о том, каким будет Саша, когда вырастет, "засыпает и всё думает о том же, и слезы текут у нее по щекам из закрытых глаз".

Литературный критик В.И. Тюпа делает обратный вывод: "Никакого перерождения Душечки во взрослую душу под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив, приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семеновны как личности.
Душечка … с ее неспособностью к самоопределению, неумением актуализировать этот смысл в себе самой предстает в рассказе неразвившимся эмбрионом личности".

Чехов не завершил рассказ, предоставив читателю предсказать вариант развития событий. И читатель тревожно размышляет: вдруг вернётся мать Сашеньки и заберёт его с собой; вдруг ветеринар Смирнин сменит работу и увезёт сына неизвестно куда; вдруг выросший Сашенька сам уйдёт от надоевшей, привязчивой "тёти" …

Читальня Бездна, литература, А.П. Чехов

Previous post Next post
Up