Метафоры вплетены в ткань языка и мышления и определяют то, как мы воспринимаем и формулируем абстрактные понятия, создавая концептуальную модель реальности, а значит, и отношение к ней.
При удачном использовании метафоры обогащают речь. Однако грамотно дозировать метафорическую приправу в языковом блюде - задача непростая. Как заметил Аристотель почти 2500 лет назад, метафоры «не должны быть надуманными, иначе они будут или трудны для понимания, или неочевидны, или не возымеют никакого эффекта».
Стихотворение Шарля Бодлера «Приглашение к путешествию» 1857 года представляет собой два смысловых плана концептуальной метафоры: герой приглашает женщину как в метафорическое, так и в реальное путешествие.
Голубка моя,
Умчимся в края,
Где все, как и ты, совершенство,
И будем мы там
Делить пополам
И жизнь, и любовь, и блаженство.
Из влажных завес
Туманных небес
Там солнце задумчиво блещет,
Как эти глаза,
Где жемчуг-слеза,
Слеза упоенья трепещет.
Это мир таинственной мечты,
Неги, ласк, любви и красоты.
***
А как быть с просветлением? Какими метафорами можно его передать?
Давайте подумаем, о чем говорит Порфирий Маркусу:
- А здесь почему пустое место?
Вместо одной из плит с каменной резьбой на стене зияла дыра - словно кто-то украл фрагмент жизни Порфирия.
- Ты уже видел эту часть, - сказал Порфирий. - Она в тайной комнате под моей спальней в Риме. Не всем можно видеть изображенное там, мой друг. Здесь и так показано слишком много…
И он кивнул на последнюю плиту барельефа.
На ней было высечено нечто непонятное. Порфирий лежал то ли на алтаре, то ли на саркофаге в подземном святилище или скальном гроте. Вернее, не лежал, а парил в воздухе. А над этим подземельем, вырастая из него, как из корня, поднималось огромное и странное: пламенеющее дерево, или гриб, или куст, или нечто вроде. Фонтан огня, расцвеченный всеми цветами радуги.
- Это, вероятно, тоже метафора? - спросил я.
- Да, - ответил Порфирий. - Только не проси сейчас раскрыть, что здесь изображено. Узнаешь в свое время. Уже скоро…
Я все глядел и глядел на огненное дерево.
Радужное тело (тело света, тиб. джалю) - наивысший знак реализации практики Дзогчен, когда практик высокого уровня в момент смерти растворяет пять элементов, составляющих его материальное тело, в их собственной сущности - чистом свете элементов. Таким образом для него происходит полное «исчерпание реальности», когда всё кармическое видение полностью очищается, а все видимости растворяются в естественном состоянии.
Согласно воззрению Дзогчена наше материальное тело является продуктом нашего загрязненного кармического видения и происходит из того же источника, что и все остальные видимости (как чистые, так и нечистые). Именно поэтому на высшем этапе практики оно растворяется вместе со всеми остальными видимостями.
Вот как говорит об этом феномене старейшина традиции Бон Йонгдзин Тензин Намдак Ринпоче: «Тело света - это то, что остается после того, как всё кармическое видение очищено. Это происходит в момент физической смерти, когда нечистые элементы нашего материального тела обращаются в тонкую чистую форму элементов, а именно в ясные света разного цвета. Эти света проявляются в виде радуг, которые затем растворяются в небесном пространстве».
Иными словами, когда практик на собственном опыте постигает, что все видимости иллюзорны, то в определенный момент его личная реальность подходит к концу - её кажущаяся незыблемость растворяется и возвращается в свой источник. Вместе с ней растворяется в радужном свете и материальное тело, являющееся такой же видимостью - частью кармического видения мира людей.
Можно сказать, что физическое тело растворяется в радужном так же, как лёд тает в воде. Замёрзшая вода кажется твёрдой и прочной, но у неё та же самая природа, что и у жидкой воды. Если лёд растает, вы уже не сможете провести различия между льдом и водой. Точно так же, когда нечистые элементы и кармические следы растворяются в чистом пространстве и свете, исчезают различия между грубым физическим телом и природой ума.
Если воспользоваться сметафорой с зеркалом, то реализация Тела Света означает, что человек, который её обрел, больше не находится в состоянии отражений, а погружается в состояние самого зеркала, в природу и энергию зеркала.
Чогьял Намкай Норбу Ринпоче: «Если мы откроем глаза и посмотрим вокруг, то увидим деревья, дома, горы и всё, что проявляется, но на самом деле всё это - порождение нашего кармического видения. Хотя всё, что мы видим, связано с различными элементами, никто не может видеть природу этих элементов. В противном случае мы видели бы, что все дома, горы, деревья и прочее на самом деле выглядят как радужное тело. Мы не видим этого, потому что у нас нет такой возможности, такой способности».