Братья Карамазовы и Элевсин

Nov 17, 2023 10:54

Что общего?

Видимо это ключевое высказывание для романа Пелевина:

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Это слова из Евангелия от Иоанна.
Эти же слова Ф.М. Достоевский взял эпиграфом к своему роману "Братья Карамазовы"
Вот какой тогда роман нужно было прочесть для лучшего понимания Элевсина!!

Как можно трактовать эти слдва из Евангелия?

А не так все просто))

В эпиграф не включена вторая, “расшифровывающая” часть притчи: “Любящий душу свою, погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит ее в жизнь вечную.”

Место опущенной части притчи как бы занимает роман, точнее духовные искания героев, составляющие его “внутреннюю сторону”.

Возможность такого двупланового синтеза заложена, по мысли писателя, в природе человека, в которой смысл этой личности одновременно содержит и смысл всего человеческого бытия.

Слова Иоанна Богослова на первый взгляд, парадоксальны - для того чтобы полноценно жить, нужно умереть?
Однако это послание апостола, конечно же, метафорично.
Подразумевается не физическое, а духовное умерщвление, смерть, которая ведет к возрождению и обновлению.
Как в Элевсинских мистериях.

Идея нравственного возрождения через «смерть» - духовные и физические страдания - связана в романе с образом Мити Карамазова. Он решает принять вину за убийство отца на себя, пойти на каторгу, чтобы душевно очиститься, искупить свои грехи, начать новую жизнь.

Старец Зосима и герои, следующие его философии обретают духовное бессмертие.

Иногда человек, с точки зрения Ф. М. Достоевского, должен пожертвовать собой, своим счастьем, судьбой и даже жизнью, чтобы спасти других людей. Повторить в самом продвиутом варианте путь Иисуса Христа.

То есть идея эпиграфа к «Братьям Карамазовым» - это идея страдания, самоотдачи, самопожертвования во Имя Бога.

Человек может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда научится жить для других, а не только для удовлетворения собственных потребностей, в том числе и духовных.

Не таков ли и путь бодхисаттвы Порфирия?

Ф.М. Достоевский, Путешествие в Элевсин

Previous post Next post
Up