Порфирий и Маркус

Oct 08, 2023 09:22

Если вы читали «Преступление и Наказание», - начала рыба, - вы помните, что перед героем стоят две задачи - отмыть кровь и осчастливить человечество. Но дело не в этой двойственности per se. Такая же проблематика характерна для многих других европейских культур. Сложность в том, что в нашем случае это обратная двойственность. - То есть? - Русская душа сначала хочет сделать второе и только потом - первое. - А! - сказал я. - Да. Главная черта нашей психеи - закомплексованный максимализм. Русская душа провозглашает, что сначала отведет всех к недосягаемым вершинам счастья и лишь затем отмоет кровушку и все отмолит.

Эта мысль как бы принадлежит Г. Юзефович, рыбе в романе Пелевина "Путешествие в Элевсин".
Слова страшные и мысль страшная.
Русофобская. Мысль Антихриста.

На руку по-видимому всем тем, кто сейчас встал против России. Когда всей Руси вменяется вина в том числе и в отсутствии покаяния. Кайтесь, Вы тут накровили!!!

Но у меня немного другой вопрос. О Достоевском.
Не переврала ли рыба все то, что хотел сказать Федор Михайлович в своем романе?
Неужели русский Дух ведет всех в Рай, утопив предварительно все в крови? Ведь понятно, что это будет не рай, а ад.

Но обратимся за помощью к нашему лучшему литературоведу по творчеству ФМД - Татьяне Касаткиной.

"Это роман о том, как человек находит в себе Христа, научается выбирать Христа в себе и доверять Христу в себе. Для Достоевского высшее развитие личности, прошедшей и переросшей свое эгоистическое состояние, заключается в способности и даже страстном ее желании отдать себя всем, «добровольно пойти за всех на крест, на костер», то есть - стать Христом, просиять Христом.

В «Преступлении и наказании» в центре внимания Достоевского два способа человеческого бытия, предъявленные нам в самом Раскольникове. Это, во-первых, представление о бытии как об открытой системе, постоянно пополняемой милостью и благодатью извне, и о человеке как проводнике этой благодати, Христе мира, ответственном за этот мир. И второе - представление о бытии как о закрытой системе, где для того, чтобы у кого-то прибыло - нужно, чтобы у кого-то убыло. И человек - властный человек - в такой системе - перераспределитель благ, вынужденный решать, «кому жить, кому умирать».
Первое дано Раскольникову во мгновенном чувстве своей ответственности за происходящее вокруг него, своей обязанности изменить происходящее за собственный счет. Он постоянно, из состояния, по видимости, крайней нищеты, раздает деньги всем вокруг себя.
Второе приходит тогда, когда в действие вступает рассудок, твердящий, что у него мало, почти ничего нет, на всех - и даже на близких - не хватит, и что единственный способ достать - это отобрать у кого-то. Второе - это ощущение мира как места недостатка и нищеты, места жестокой борьбы за ресурс, который радикально ограничен. То ощущение, которое так хотел изменить Иисус своими чудесами умножения хлебов, внушающими человеку: если только ты готов делиться, то хватит на всех.

Вместо самопожертвования и самоотдачи возникает идея жертвования другими - для пользы всех - собственно, теория Раскольникова.

Две героини «Преступления и наказания» живут согласно первому принципу - когда человек полностью приносит себя в жертву другим, ничего не ожидая и не требуя для себя взамен - Соня и Лизавета. Лизавета просто каждому отдает то, что от нее хотят: и тело, и жизнь - и повседневную заботу. Раскольникову она отдает жизнь - не вскрикнув, не выдав, - но и рубашку ему, как выясняется, чинила тоже она. Лизавета, воплотившая полноту самоотдачи, по словам Сони, «Бога узрит».

Соня же еще видит в себе остатки эгоизма - и именно это она имеет в виду, когда говорит о себе: «Я великая, великая грешница». Грех - в том, что есть еще вещи, которые могут заслонить от нее радость самоотдачи.
Недаром каторжники с очевидностью воспринимают Соню как Богоматерь - или, во всяком случае, как икону Богоматери.

Достоевский в конце романа показывает, как люди приходят к своему окончательному преображению благодаря тому, что они нашли друг друга, помогли друг другу, восполнили друг друга. Именно такая взаимная самоотдача, жертвенность, открытость является путем к настоящей радости, истинному счастью.
«Преступление и наказание» - роман о боли и радости роста человека к заданному ему размеру, то есть - об обожении. «Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть», - писал Ф.М. Достоевский. Самый главный призыв, обращенный к Раскольникову, прозвучит из уст следователя Порфирия Петровича: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего нужно быть солнцем».

В глубине убийцы-Раскольникова Достоевский рисует Христа, в глубине -Сони - Богоматерь. Достоевский всегда рисует нам человека не в плоскости и поверхности его сиюминутных обстоятельств - но в бесконечной глубине его истинного задания и призвания. В «Преступлении и наказании» есть только один герой, оставшийся плоским по своему собственному желанию - это Лужин (и фамилия его тоже отражает эту мелкость и плоскость без глубины). Этот герой плоский, потому что он весь сосредоточен на себе, на своем «я». А «я» для Достоевского - это даже не замкнутый от внешнего мира шар - «я» всего лишь поверхность этого шара. Человек, сосредоточенный на своем «я», лишается, по Достоевскому, не только доступа к своему внешнему, замыкаясь от мира, но он лишается доступа и к своему внутреннему - то есть к образу Божию в себе.

А что же Порфирий Петрович?
Чрезвычайно интересно уже его имя, которое можно перевести примерно как «красный камень». И здесь интересно будет вспомнить аналогию со средневековой алхимией. Было учение, что красный камень - это тот самый знаменитый камень философов, который является итогом алхимических трудов, он по легенде исцеляет человека и природу при соприкосновении с ними, дарует вечную жизнь и изобилие. Камень философов - это и есть личность на высшей ступени своего развития, о которой так проникновенно говорил Достоевский, личность, пришедшая к жгучему желанию абсолютной самоотдачи, чтобы и другие все стали такими же развитыми личностями.

Порфирий - завершенный человек в смысле восхождения на высшую стадию развития личности, отныне ничего не ищущей для себя, а старающейся помочь вырасти и состояться другому. Тот, кто достиг конечного результата. Именно ему было суждено помочь Раскольникову прийти к своему преображению."

Тут я лично вижу главную нить романа Путешествие в Элевсин. Но это мы обсудим в другой теме.

Читальня Бездна, Ф. Достоевский, Путешествие в Элевсин

Previous post Next post
Up