Кикеон

Sep 08, 2023 20:11



Платон как и многие другие граждане Афин, принимал участие в элевсинских мистериях - обрядах, посвященных богине плодородия Деметре, во время которых использовался таинственный опьяняющий напиток кикеон.
Великие мистерии продолжались девять дней и включали ритуальные омовения, жертвоприношения, пение гимнов и пост, прерывавшийся лишь употреблением кикеона во время театрализованного священнодействия в большом зале Телестериона. Мисты (участники мистерий) становились соучастниками истории Деметры и Персефоны, переживая процесс смерти и возрождения. Личное проживание мифа вызывало глубочайшее внутреннее потрясение, а следовавший за ним гностический катарсис убеждал в существовании личного бессмертия. Участники давали клятву не разглашать происходившее во время обрядов и чаще всего относились к этому серьезно. Упоминание мистерий в литературе сопровождается возвышенным благоговением.

В 1978 году вышла знаковая для исследования мистерий книга «Дорога в Элевсин». Работа написана тремя авторами, каждый из которых сам по себе был иконой психоделической контркультуры. Отец ЛСД Альберт Хофман, первооткрыватель культов волшебных грибов и создатель этномикологии Гордон Уоссон и автор скандальной книги «Священный гриб и крест» антиковед Джон Аллегро объединились, чтобы пролить свет на состав кикеона. Они полагали, что психоактивным ингредиентом напитка был ЛСД-содержащий грибок спорыньи, сlaviceps purpurea , паразитирующий на пшенице. Другие авторы выдвигали своих кандидатов на роль интоксиканта: мандрагора, грибы, опиум - все они в разное время рассматривались как активное вещество напитка.
Авторы интерпретировали элевсинские мистерии как общинные шаманские церемонии, связанные с приемом энтеогенов.

После употребления этого возлияния, которое разносили жрицы в телестерионе, внутреннем святилище Элевсина, посвященные возвращались домой «воспрявшие духом, довольные, менее страшащиеся смерти и с крепкой верой в лучшую жизнь». (К. Прека-Александри, "Элевсин")

Задача Карла Рака была еще более сложной: изучить классическую греческую мифологию, поэзию и литературу в поисках намеков на то, что происходило за похожими на крепостные воротами Элевсина, защищавшими священные обряды от нечестивых глаз.

«Древние писатели единодушно согласны с тем, что что-то видели в большом телестерионе или зале посвящения в святилище... Это было видение, благодаря которому мистагог становился "тем, кто видел", эпоптом ».

Как утверждает Рак, это было мощное и незабываемое видение. «Глаза никогда раньше не видели ничего подобного, и, за исключением формального запрета рассказывать о том, что произошло, сам опыт был непередаваемым, поскольку не было слов, адекватных задаче».

Тем не менее переводы Рака открывают окно в чудо, выраженное древними греками с высоким интеллектом - поэтом Пиндаром, трагиком Софоклом и философом Платоном, - которые все свидетельствовали о необычайной ценности ритуалов. Как писал Пиндар: «Благословен тот, кто, увидев эти обряды, вступает на путь подземный. Он знает конец жизни, а также ее божественное начало». На что Элий Аристид добавил, что Элевсин был «одновременно самым устрашающим и самым светоносным из всех божественных явлений, существующих среди людей».

Читальня Бездна, эзотерика, литература, Путешествие в Элевсин

Previous post Next post
Up