Что такое реинкарнация

Jul 11, 2023 18:00

Посколько в ру-пелевин меня опять выставили заочно дурочкой, то напишу тут об ошибке НВ.

Философия буддизма отличается от других религий, которые также поддерживают идею реинкарнации или перерождений.
Вопрос, который задает НВ - что перерождается в буддизме?

Это довольно продвинутый уровень Дхармы, где речь идет о природе ума и пустотности.

Пытаться объяснить на пальцах - все равно что упроститься до табуретки.

Ошибка же НВ в том, что он нахватался разных учений по верхам - тут и нью-адвайта с Махараджем и с атманом естественно, тут куча разных випассан - из серии лайт-дхарма и бутылки, которые вливаются в общий океан, растворяясь в нем и свет Мити, который самоубился и многое еще другое. От дзадзена до пупа земли. Которым надо дышать.

Но все это не буддизм.
И сколько не объясняй переполненому кувшину- из которого знания уже льются через край - больше уже не лезет в него. Он и так все знает, он же умный))

Ок
Я для не таких гордых объясню, как смогу.
Без души буду писать. Специально.
)))

Занудливо и скучно. С копипастой продвинутых людей.

Что такое реинкарнация?

В буддизме понимают под этим поток ума каждого существа с его инстинктами, талантами и прочим, который идёт из прошлых жизней и продолжается в будущих.
Еще говорят, поток ума, несущий кармические отпечатки - нашего опыта прошлых жизней.

Перерождение можно понять по аналогии с кинофильмом, который представляет собой последовательность кадров на плёнке. Наш поток ума - это тоже последовательность постоянно меняющихся моментов осознавания явлений, которая продолжается в течение жизни и переходит в следующую. Не существует устойчивой и обнаружимой сущности под названием «я» или «мой ум», которая перерождается. Перерождение не похоже на то, как маленькая статуя движется на конвейерной ленте из одной жизни в другую. Скорее, оно напоминает постоянно меняющийся фильм: все кадры разные, но являются частью одного континуума, и один кадр связан с другим. Более того, все фильмы относятся к одной категории «фильмов», но они отличаются друг от друга: это не один и тот же фильм. Точно так же все потоки ума, все умы, - это не один и тот же ум: есть бесчисленные индивидуальные потоки ума, осознающие явления, и каждый из них можно обозначить с точки зрения самого потока как «я».

В буддизме перерождение не означает, что из одной жизни в другую на конвейерной ленте путешествует душа, похожая на твёрдую статую или прочную личность.

Это не буддийское представление о перерождении. Кино будет более подходящей аналогией: в нём есть непрерывность, континуум, который образуют кадры.

Буддизм также не утверждает, что я стану вами или что все мы - одно. Но это не так. У каждого из нас есть индивидуальный поток последовательных моментов. Последовательность моего фильма не станет вашим фильмом, однако наши жизни продолжаются, словно кино, в том смысле, что они не твёрдые и не неизменные. Жизнь переходит от одного кадра к другому в рамках последовательности, которая определяется кармой, и таким образом образует поток.

Каждый поток ума - это существо, и его можно называть «я». Нельзя сказать, что каждый поток - это никто. Название фильма относится ко всему фильму и к каждому его кадру, но это название нельзя найти в каждом кадре как нечто плотное. Точно так же «я» относится к индивидуальному потоку ума и к каждому моменту, из которого он состоит, хотя невозможно найти «я» в каждом из этих моментов как нечто прочное. Тем не менее, условное «я», личность, существует: буддизм - это не нигилистическая система представлений.

Важно мыслить с точки зрения перерождения для того, чтобы понять карму. Ведь большая часть результатов наших действий не созревает в этой жизни. Например, мы можем усиленно практиковать, медитировать каждый день, делать сотни тысяч простираний и так далее, а затем заболеть раком и умереть медленной и мучительной смертью. Если мы будем ожидать, что результаты наших действий созреют в этой жизни, то, конечно, будем очень разочарованы.

Самое главное, перерождение по-настоящему важно в контексте понимания природы ума, а это одно из важнейших постижений на буддийском пути. Необходимо понять, что у нашего ума нет ни начала, ни конца, а это непременно предполагает перерождение, не так ли? Если мы думаем, что наш ум существует только в этой жизни, у нас будет большая проблема с обнаружением его причины и также нам будет трудно понять пустотность, в частности то, как существует ум. Таким образом, понимание идеи перерождения очень важно для правильного понимания пустотности, а также для понимания того, почему наш ум продолжается и как работает причинно-следственная связь. Всё это взаимосвязано.

Нужно понять, что в буддизме не говорится о неизменной душе, которая летает от одного тела к другому. В буддизме не говорится, что нам дают задания, которые мы должны выполнять в разных жизнях, и мы не можем перейти к следующему уроку, пока не поймём предыдущий. Это не буддизм. В буддизме также не утверждается, что мы постоянно развиваемся, наша ситуация улучшается и наше следующее перерождение всегда лучше предыдущего. Это тоже не буддизм. В буддизме не говорится, что люди могут перерождаться только людьми, а животные - только животными. Кроме того, в буддизме не считается, что существует лишь одна жизнь после смерти и она бесконечна - вы отправляетесь или в рай, или в ад (даже если существует чистилище как промежуточное состояние) и находитесь там вечно.

С самого начала важно понять, что буддизм не согласен со всеми этими объяснениями. Буддийское объяснение отличается.

О чём идёт речь в случае перерождения? Это последовательность моментов ума, то есть последовательность моментов умственной деятельности. Её называют умственным континуумом или потоком ума.

Поток ума - это непрерывная последовательность моментов восприятия, или опыта. За одним моментом следует другой и так далее. Восприятие - это всегда восприятие чего-либо. Не может быть восприятия без воспринимаемого объекта, точно так же как нельзя думать, не думая о каком-либо объекте.

Ум - это не объект, который производит восприятие, будь то материальный или нематериальный объект. Это не инструмент, который мы используем, чтобы воспринимать, подобно фотоаппарату или камере: «Я использую свой ум, чтобы познавать». Ум - это не вещь, которая воспринимает. Поэтому, объясняя буддийское понимание ума, возможно, лучше стараться не использовать слово «ум», потому что это сбивает с толку. Мы говорим только об умственной деятельности - о воспринимающей активности, или, если давать более точное определение, - «лишь об индивидуальном, субъективном восприятии вещей».

В буддизме не говорится о существовании коллективного сознания, даже в состоянии будды. В отличие от некоторых форм индуизма, в буддизме нет концепции, что все реки в конечном счёте впадают в океан и становятся Одним. В соответствии с буддизмом, отдельные существа и их умственные континуумы, у каждого из которых нет ни начала, ни конца, всегда остаются отдельными, даже в состоянии будды, хотя они друг с другом взаимодействуют.

Вкратце, у всех нас есть индивидуальный, субъективный умственный континуум, что подобно разным фильмам. Я думаю, это самая простая аналогия. Фильм Шакьямуни отличается от фильма Майтреи. У каждого из них своя история, каждый приносит пользу разным существам. Но они взаимодействуют; все индивиды могут взаимодействовать. Существа индивидуальны и отдельны, но это не значит, что они изолированы и существуют сами по себе, не связанные ни с чем.

Карма Ламрим

лекция, сансара, буддизм

Previous post Next post
Up