Я, разумеется, не знаю, о чем поет БГ в своей новой песне. Он так строит текст, что его можно понять совершенно по-разному. Кто во что горазд. И также пишет ПВО, отсеивая наивных профанов уже на первом этапе, и только просветленные могут считывать тайные знаки, запрятанные в текстах книг и песен.
Профаном быть не хочется, не такая уж у меня заниженная самооценка, но и мудростью похвасться не могу - и не завышено ЧСВ у меня))
Остается золотая середина - расчет на интеллект + сердце, которое подскажет, если ум подорвется на мине.
Фразу, которую взял себе как лейтмотив БГ, написал Ф. Ницше.
«То, что нас не убивает, делает нас сильнее»
О чем говорил Ницше?
О становлении сверхчеловека.
А как нас учили понимать эти слова?
Только преодолев значительные трудности, а то и беды, пережив горе, человек станет поистине духовно сильной личностью.
Так что, если нам удалось пережить войну, конфликт, катастрофу, трагедию или любую другую неприятность - мы выросли над собой.
Но разве об этом пишет Ницше?
Вспомним Пелевина. Роман "Empire V" носит подзаголовок - "Повесть о настоящем сверхчеловеке".
А продолжении вампирской саги, роман "Batman Apollo" - "Сверхчеловек - это звучит гордо!"
Ницше вовсе не хотел в свою фразу вложить романтический, мотивационный смысл и как-то призвать своих последователей не бояться жизненных невзгод. Эти слова связаны с его учением о сверхчеловеке.
Was mich nicht umbringt, macht mich stärker - так будет выглядеть эта цитата на немецком.
Идею о сверхчеловеке Ницше изложил в книге" Так говорил Заратустра".
Сверхчеловек (Übermensch) у Ницше - это образ, которым он обозначал существо, которое духовным могуществом настолько превзойдет современных людей, насколько мы превосходим обезьян. Согласно гипотезе ученого, Übermensch - это следующая эволюционная ступень, которая последует за человеком.
Однако Ф. Ницше при этом отмечал, что сверхлюди уже есть среди нас, более того - они рождались давно. К этой категории он относил Юлия Цезаря, Ч. Борджиа, Наполеона.
Тут сразу вопрос, а у БГ кто такие капитаны - которые уже стоят на вахте, приближая яблочные дни?
Кто эти бодхисаттвы среди нас? Сверхчеловеки?
А ведь именно таким должен был стать Рама - вылететь из сансары, обретя тело Будды. Но остаться тут, не уходить в личную нирвану, в этом и был подвиг.
Это у ПВО - сверхчеловек.
Преодолевший путы сансары, достигнувший просветления человек. Сверхчеловек- тот, кто познал природу ума - уже не может быть обычным человеком. Он сошел с колеса, с поезда ЖС.
Продолел в себе смерть и новое рождение.
Каждый из нас волен искать свой смысл во фразе "То, что нас не убивает, делает нас сильнее".
Но все же давайте посмотрим, как ее понимают другие люди: "Не нужно бояться трудностей и испытаний, "киснуть", если случилась неудача. Это все нужно нам, чтобы закалить свой характер". "Нельзя пытаться избегать проблем, нужно не бояться встретить их лицом к лицу. Только тогда, преодолев их, мы получим бесценный жизненный опыт". "Если вам сейчас плохо, это временно. Вы обязательно пройдете через испытание, преобразившись, став более сильными". "Чтобы что-то понять, чего-то достичь, необходимо преодолеть препятствия, разочарования, боль. Только это сделает вас духовно сильной личностью". "Человеку нужен отрицательный опыт, чтобы что-то понять, переосмыслить. Только личное переживание какой-либо трудности может оставить отпечаток на личности, характере, мировоззрении". "Есть сложности и препятствия, которые могут раздавить человека морально - смерть близкого, потеря всего, чем дорожил, крах своих идеалов, веры, любви. Но, если он справится с собой, найдет силы идти дальше, жить и радоваться, это и будет его победой. Он стал сильным.".
Ницше не прав?
Не все вторят автору "Что не убивает, делает нас сильнее".
Вот как люди объясняют свое несогласие с цитатой: "Чем больше человек переживает трудностей, тем больше он становится равнодушнее, черствее. Но, сильнее ли?". "Когда личность встречается с чем-то, что способно убить ее, духовно или физически, ей нужно стать жестокой, лишь бы победить это, не дать одолеть себя. Так что правильнее сказать: что не убивает нас, делает нас жестокими". "Не все трудности и беды, с которыми встречается человек, обязательно сделают его сильными. Что-то лишит его веры в людей, доброты, доверчивости, веры в счастливое будущее. А некоторые трудности могут фактически свести с ума". "Постоянно повторяющие беды приводят к неврозам, страхам, депрессиям, фобиям. Они делают человека озлобленнее, отчаяннее, но, вряд ли, сильнее". "Фраза применима только к душевным испытаниям. Человека не сделает сильнее раковая опухоль, с которой он сумел справиться, серьезная травма, которая подкосила его здоровье, но не убила". "Из этой фразы следует, что каждый когда-то встретится с таким испытанием, с которым не сможет справиться, и оно убьет его. Не очень-то оптимистичная цитата".
Антиподом сверхчеловека Ницше считает образ последнего человека, такого, который устал от жизни, отвергает риск и ищет только лишь комфорт и безопасность.
В произведении «Ecce Homo» Ницше писал:
Слово «сверхчеловек» для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность «современным» людям, «добрым» людям, христианам и прочим нигилистам - слово, которое в устах Заратустры, истребителя морали, вызывает множество толков, - почти всюду было понято с полной невинностью в смысле ценностей, противоположных тем, которые были представлены в образе Заратустры: я хочу сказать, как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений»… Другой учёный рогатый скот заподозрил меня из-за него в дарвинизме: в нём находили даже столь зло отвергнутый мною «культ героев» Карлейля, этого крупного фальшивомонетчика знания и воли. Когда же я шептал на ухо, что скорее в нём можно видеть Чезаре Борджа, чем Парсифаля, то не верили своим ушам.
Ницше признавался, что выбран Заратустра был лишь потому, что ему приписывалось выражение - "Чтобы быть настоящим мужем, необходимы две вещи - умение говорить правду и стрелять из лука".
Заратустра не Сверхчеловек, лишь проводник, целеуказатель для конечной точки. И в течение всей книги так и не становится им, тем самым Ницше выносит за границы книги его перерождение. Сверхчеловек не может, будучи целью пути, ставить целью самого себя. Он должен помыслить что то большее чтобы окончательно переродиться...
Чтобы понять суть Сверхчеловека нужно понять, чем является человек. Вот что говорится в книге "Так говорил Заратустра" - "Человек - это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью."
Или вот еще - "Человек есть нечто, что дОлжно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека? Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян."
У Вл. Сорокина есть много отсылок к этому сверхчеловеку и канату. Как в рассказе "Настя". Все сорокинские мясомашины - это и есть последний человек Ницше.
Сверхчеловек не подразумевает в себе борьбу "против чего то", он подразумевает рождение качественно Нового.
Метод - истребление "человеческого, слишком человеческого" в себе.
В своем трактате «Человеческое, слишком человеческое» Ницше обвиняет людей в утрате духа жизни, в погружении в выдуманную самим себе мышиную возню, в текущей бессмысленности человеческого бытия. Но это удел ни всех. Кто- то обязательно должен прозреть, отбросить все эти иллюзии и подняться над неспособностью толпы видеть дальше своего носа. И этот кто-то - сверхчеловек.
И как вы понимаете слова БГ:
Мы летели на кривых парусах, наперекосяк судьбе
Мы должны были стоять в Эдеме, но капитан не совсем в себе
Капитан не совсем в себе, он рулит при свете иных огней
То, что нас не убивает, делает нас сильней
Кто этот капитан?
Заратустра? Ницше или Наполеон?
Или это критика идеи сверхчеловека?