Печаль повсюду

Jun 18, 2023 10:31

О книге Дж. Садовски "Империя депрессии. Глобальная история разрушительной болезни".

"К началу 1980-х годов биологическая психиатрия получила большое влияние в обществе. Флуоксетин, один из основных представителей группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, под торговым наименованием «Прозак» был представлен общественности с широким размахом.
Флуоксетин и серотонин (на который флуоксетин действует) не были известны Гиппократу; не знали о них и Гален, Руф Эфесский, Хильдегарда Бингенская, Марсилио Фичино, Мартин Лютер, Парацельс, Роберт Бёртон, Филипп Пинель, Эмиль Крепелин, Карл Абрахам, Зигмунд Фрейд, Мелани Клейн, Адольф Майер и Абрахам Майерсон с Эдит Джейкобсон. А теперь миллионы людей во всем мире употребляют его каждый день. Так историческая эпоха получила коммерческое название: «Прозак».

Почему же сперва началась эпоха беспокойства, и почему она так скоро сменилась эпохой депрессии?

Для дальнейшего раскрытия темы нам нужно получить ответы на два вопроса. Первый: чем отличаются неразрывно связанные, родственные эмоции тревожности и депрессии? Тревожность - ожидание неминуемой опасности. Депрессия - ощущение уже свершившейся потери. Второй вопрос: что же изменилось в 1970-х годах? Это время часто характеризуется двумя важными сдвигами. Терминами, которыми они обозначаются, я пользуюсь неохотно. Слишком уж часто оба понятия используются напрасно или же без четкого определения.

Однако я нахожу полезным привести их здесь: это неолиберализм и постмодернизм.

Неолиберализм гипериндивидуалистичен, что хорошо прослеживается в известной фразе Маргарет Тэтчер 1987 года: «Общества как такового не существует. Есть отдельные мужчины и женщины, и есть семьи». На практике это породило рост неравенства; постепенно материальное благосостояние переходило к тем, кто и так был достаточно богат.

Постмодернизм имел множество значений в различных сферах. В производстве знаний он означает ослабевание доверия научной определенности, упадок веры в силу разума и рост убежденности в том, что научные заявления больше отражают политические и идеологические концепции, нежели объективные истины, а также внимание к тому, каким образом изменчивость языка подрывает их связность и непротиворечивость.

Неолиберализм, постмодернизм и клиническую депрессию объединяет отсутствие надежды."

____________________________________

Рухнула вера и надежда в прогресс общества.
Отсюда и фантастические романы вроде "Задача трех тел".
Эта тенденция - отсутствие веры в прогресс и выживание человечества можно найти и в книгах М. Уэльбека. Таким ярким примером был его роман "Серотонин" - о том, как ГГ потерял смысл жизни, разочаровался в любви и начал употреблять антидепрессанты- вымышленыый препарат капторикс. Побочкой это антидепрессанта были тошнота, потеря либидо и импотенция. ГГ попадает в абсолютно безнадежную экзистенциальную ситуацию, выход их котрой он видит лишь в суициде.
__________________________________

Тем временем неолиберализм не предлагал никакого всеобщего блага, только личное. А депрессия - болезнь индивидуального отчаяния и оборванных социальных связей.
Из чего следует бесконечное внутреннее давление к самосовершенствованию вкупе с постоянными призывами мыслить позитивно и искоренять негативные мысли. Мы посещаем «бесконечные курсы самоорганизации, мотивационные ретриты и семинары личностного роста или ментального тренинга, обещающие улучшенную версию себя и повышение эффективности».

Приводят ли эти аспекты более широкого социального контекста к душевным недугам напрямую, сказать трудно. Имеется мало доказательств, что в определенный исторический период душевнобольных было больше, чем во все прочие. Но культурные тренды и настроения влияют на то, как люди трактуют душевные страдания, которые испытывают.

Одна составляющая возвращается снова и снова: убеждение, что все не только плохо, но и не станет хорошо, - а, если подумать, и не может стать. Постмодернизм и неолиберализм говорят нам примерно то же самое.
Короче, ПИЗДЕЦ уже тут.

И как в фильме Триера "Меланхолия", Джастин сначала впадает в клиническую депрессию, а затем жаждет конца света, призывая планету Меланхолия врезаться в Землю и радуясь этому.
Т.е. присутсттвует мысль - что конец Земли так или иначе неизбежен.

Выход надо искать в переселении на другие планеты или вобще выйти из сансары, из колеса страданий.

Как цыплята бройлерного комбината не знают еще, что впереди у них Решительный Этап.

______________________________________________

Популярное и бойкое прозвище для антидепрессантов - «таблетки счастья» - неточно и оскорбительно для страдающих депрессией. Лечение может избавить от ненужных страданий, но сами по себе они не могут сделать кого-то счастливым. Если вы лишились работы или потеряли любимых, вам все равно будет грустно. А если у вас при этом нет клинической депрессии, печаль может не быть такой отчаянной.
________________________________________________

Так какой выход дает нам В. Пелевин в своем последнем романе "КГБТ+"?
Я процитирую:

Наша боль отмерена ровно в той пропорции, чтобы мы всю жизнь на что-то надеялись - и, как моллюски, выделяли из себя перламутр, пытаясь запечатать им навсегда источник страдания. Так растет великий коралл искусства. Ради этого, верно, нас и создали высшие силы.

Или кто-то способен осуществить практику коровы и теленка? Представьте себе пункт назначения, и наверняка это место найдется.
Чем не безнадега постмодернизма....

Но все же:

Чтобы покой наступил, надо перестать за него бороться. Единственное действие (или не-действие, кому как нравится), позволяющее вернуться в божественную природу - это принять всё как есть вот прямо сейчас. Научиться жить в «сейчас» без жалоб и экстазов, опираясь на то, что есть в этом миге. А там, если поискать, найдётся всё. В том числе, и следующая ступенька, не видная не из какого другого места.

Но ведь сам В.О. много раз писал, что никакого по сути Здесь и Сейчас - нет. Прошлое уже ушло, а будущее еще не наступило. Так где это сейчас? иллюзия...
Также и со смыслом Здесь..
помните?

Времени для побега нет, и он про это знает.
Больше того, бежать некуда, и в это некуда нет пути.
Но все это пустяки по сравнению с тем, что того, кто убегает
Нигде и никак не представляется возможным найти.

Нет ни здесь, ни сейчас, ни Я...
но это уже абсолютная Истина - по ту сторну нашего бытия

А здесь мы с вами))

В этом проявленном мире, где кто--то ищет спасение в таблетках, кто-то в эскапизме, а кто-то в Контактах))))

эволюция, рокнролл мертв и мына тоже нет, постмодернизм, философские похмелинги, сансара, психология, философия

Previous post Next post
Up