Jun 06, 2023 10:05
На этот вопрос отвечает переводчик и поэт Джулиан Генри Лоунэнфельд:
"Я бы не назвал Пушкина даже в его более зрелые годы особо церковным человеком и не стал бы в этом плане сравнивать его, например, с Достоевским или с Толстым. В их творчестве была тенденция, мягко говоря, проповедовать. Пушкин вовсе не проповедует, он просто показывает. У него просто «что посеешь, то и пожнешь». Ведь у него было глубочайшее восприятие мироздания, он чувствовал, что в мире, несмотря ни на что, царствуют законы гармонии, красоты и справедливости.
На мой взгляд, все его творения заканчиваются так, как должны заканчиваться, даже если они кажутся фрагментарными, незавершенными. В них каждый получает то, что заслуживает. Сказки Пушкина тому очень яркий пример. Онегин, убивший своего друга, - разве после этого он мог быть вместе с Татьяной? А сама Татьяна, вышедшая за мужчину, которого не любила, - на какое счастье могла бы она надеяться, когда она сама была вся из любви?
А как мог Герман, будучи причиной смерти графини, не пострадать за это? Но добрый Петруша Гринев, который честь сберег и во всем оставался верным, заслуженно получает милосердие, и по той же причине «Метель» и «Барышня-крестьянка» кончаются радостно.
При этом, конечно, у Пушкина множество загадок, как у любого гения. Почему Онегин, «всем сердцем юношу любя», убил Ленского? Почему не избежал дуэли? Почему хотя бы не стрелял мимо друга? Сам ведь Пушкин на всех дуэлях (кроме последней) всегда стрелял в сторону, собственной жизни не щадя. Неужели юный Ленский заслужил свою раннюю смерть? В чем Промысл тут? Я сам не знаю. Разве что это позволило Пушкину написать изумительные размышления о жизни и смерти в шестой главе. Но, кроме шуток, я сам не знаю. Загадка.
Сам поэт ближе к концу жизни, вероятно, открыл в себе веру. У него есть потрясающая статья «Об обязанностях человека», опубликованная в 1836 году. В ней он говорит об идеалах веры - о прощении и о любви. На мой взгляд, все его творчество пропитано этими ценностями.
Я знаю, это всеобщие ценности. Православные ценности, христианские ценности, протестантские, католические, еврейские, буддистские, мусульманские, как хотите, просто общечеловеческие ценности, обязанности ЧЕЛОВЕКА, а не только православного человека.
«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие». А.С. Пушкин
У Пушкина, с одной стороны, нет никакой открытой проповеди веры, а с другой, я чувствую, у него все значительно глубже, и при этом - легче.
Достоевский - драматург и великий прозаик. И философ, конечно. А Пушкин - поэт. Я бы даже сказал, поэт поэтов. Он просто чувствовал мироздание. Это другое измерение.
В то же время, Пушкин оставался мирянином. Он не был совсем воцерковлен. Мне кажется, у него, как и у всех людей искусства, было синусоидное отношение к вере - приходит и уходит волнами. Кажется, вера - она (задумывается) не без сомнения иногда. А как иначе? Великое искусство строится одновременно и на вере и любви, и на иронии, и на мышлении.
Из всех великих русских писателей именно Пушкин - самый нормальный, самый «наш». Надеюсь, вы меня понимаете. Да, он немножко чудак, да, ногти длинные, да, бакенбарды. Но при этом он такой же, как и мы. Вы можете себе представить, что вы бы «тяпнули» в ресторане с Толстым? Нет. С Гоголем? Да вроде тоже не очень - он немножко неврастеник. С Достоевским? Тоже нет. А Пушкин - он такой «свой парень», конечно: «Где же кружка? Сердцу будет веселей». И при этом - величайший гений."
религия,
А.С. Пушкин