Джон Фаулз. ЧЕРВЬ

Mar 16, 2023 07:41

Луна, я знаю тебя; я знаю твои корабли.
С тобой легко, с тобой не нужно касаться земли:
Все, что я знал; все, чего я хотел -
Растоптанный кокон, когда мотылек взлетел.
Те, кто знают, о чем я - те навсегда одни.

С легкой руки Доктора Кансела, начала перечитывать роман Д. Фаулза "Червь".

Вот что сам автор пишет в предисловии к роману.

Слово «Maggot», вынесенное в заглавие этой книги, означает «червь, личинка», которая со временем должна преобразиться в крылатое существо. Всякий сочинённый текст - такая личинка; по крайней мере, так хотелось бы думать сочинителю.
Прежде это слово имело ещё одно, почти забытое сейчас значение: «прихоть, фантазия». В конце XVII - начале XVIII века оно употреблялось в переносном смысле для обозначения музыкальных произведений - танцев и напевов, - не имевших чёткого жанрового названия: «фантазия мистера Бевериджа», «фантазия милорда Байрона», «фантазия Карпентеров». Описанные ниже события приходятся как раз на эту эпоху, и на создание моей литературной фантазии меня подвигла та же причина, по которой создавались «фантазии» того времени: тема не шла из головы. На протяжении нескольких лет в моём воображении часто возникала одна и та же картина: горстка безликих спутников движется без видимой цели навстречу неким событиям. Дело, скорее всего, происходит в далёком прошлом, потому что едут они верхом; путь их лежит по безлюдной местности. Такой вот расплывчатый образ, ничего более определённого. Я не знал, откуда они, почему эта картина так настойчиво всплывает из подсознания. Они едут, едут, их путешествию не видно конца. Просто череда всадников на горизонте - словно прокручивается склеенная в кольцо киноплёнка; или словно чертится, чертится неизменная строка - единственная уцелевшая строка забытого предания.

Любое творение писателя - это фантазия, личинка, куколка, которая может в конце книги вылупиться в бабочку и полететь.

Название романа Дж. Фаулза «А Maggot» несет огромную смысловую нагрузку, но адек­ватной замены этому слову в других языках нет.

Это экспериментальный роман в допросах. Загадочная история проститутки, блудницы, которая перерождается в святую.
Главная идея романа состоит в том, что «инакомыслие необходимо всегда, а в наше время - как никогда прежде» . И именно инакомыслие сподвигло героев романа осуществить трансформацию собственной личности, а по ходу дела и официальной религии. А потому главная героиня романа Ребекка Ли приходит к еще одной версии протестантской доктрины.
Любопытно, что сама идея инакомыслия Фаулзом воспринимается в общефилософском диалектическом смысле. Именно инакомыслие является, по его мнению, стимулом к развитию.

Применительно к психологии отдельного индивида это явление трансформируется в дух противоречия. Пожалуй, первым, кто уделил должное внимание этому явлению, был великий американский писатель Эдгар Алан По. Он в своем рассказе «Бес противоречия» осуществил блестящее анатомическое исследование сущности и роли этого побуждения. Он указывал, что «склонность к противоречию» является фундаментальным, не сводимым ни к каким другим порывам, человеческим импульсом и жизненным принципом, имеющим первостепенное значение. Сила духа противоречия огромна. Пытаясь пояснить этот тезис Э.По писал:
«Мы стоим на краю пропасти. Мы заглядываем в бездну, и нами овладевают головокружение и дурнота. Первый наш импульс - скорее отойти от опасного места. Но почему-то мы остаемся… И если рядом не окажется дружеской руки, чтобы остановить нас, если нам не удастся броситься навзничь, в сторону, противоположную бездне, мы прыгнем в нее и погибнем».

Такова мощь духа противоречия! Он может действовать даже вопреки инстинкту самосохранения. Но именно этот мятежный дух и есть та сила, которая ведет человека к новым рубежам познания. Именно он отрицает старое и запускает процесс поиска нового.

Логическое завершение этой мысли было осуществлено в работе Фрэнсиса Фукуямы «Доверие». Он очень хорошо показал в своей книге, что именно феномен инакомыслия и индивидуализма лежит в основе протестантской ветви христианства. Именно желание отделиться от доминирующей и главенствующей религиозной системы заставляет людей создавать свои модификации протестантской конфессии. Именно этот порыв и лежал в основе эволюции всего христианства. Сначала размежевание католичества и православия, потом раскол католичества и появление его ветви в форме протестантизма, а теперь дробление протестантской ветви на все новые и новые секты. Именно сектантский характер протестантизма предопределяет его подвижность, пластичность и стремление к развитию. В противном случае религия превращается в косное образование, несущее в себе заряд регресса и деградации.

Фаулз посвящает роман «Объединенному обществу верующих во Второе пришествие Христа», больше известному как секта шейкеров, которая была создана в 40-е годы XVIII века Анной Ли.
Но повествование построено таким образом, что автор лишь подводит читателя к моменту создания
секты шейкеров как реально существующей религиозной общины. Роман фактически заканчивается в день рождения основательницы секты Анны Ли, которая вовсе не является главной героиней.
Фаулз нам показывает путь внутреннего и внешнего преображения ее матери Ребекки Хокнелл, в замужестве Ли.
«После солнечного света я сперва ничего не пещере не видела - тени какие-то. Шла, куда Дик ведет. И вот поворотили мы налево, а там .. Червь… Висит на воздухе посреди пещеры как будто раздутый
белоснежный червище преогромной величины! Да-да видом совершенный червь, хоть и не взаправдашний… Весь белый. Да не из плоти, а точно как покрытое лаком дерево или свежелуженое железо. Три кареты одну за одной поставить - вот какой большой, если не больше. Голова и того огромнее, а в ней свет извергающий глаз. И вдоль боков глаза, и тоже горят, но как бы через зеленовато стекло. А у другого конца черные-пречерные впадины -исторгать из чрева ненужное».

И эта «тварь», полная тайн и загадок, «диковина» с «запахом невинности и благодати», «благоуханием розы» переносит героиню в сказочную страну, «счастливый рай», которую она
называет Вечный июнь. В ней города несказанной красоты, строения сплошь белые с золотом. Куда ни глянь - парки и плодоносные сады, чудные улицы и аллеи, речки и пруды, от «которых веет покоем». Но более всего Ребекку поразили взаимоотношения между людьми: «Не могла я взять в толк, как это возможно, чтобы между людьми был такой лад и согласие, когда тут, внизу, даже один народ внутри себя живет недружно - что уж говорить о разных народах. Там же не нашла я и следа войн и разрушений, лютости и зависти - но увидела только жизнь вечную. И знаешь, я хоть и не вдруг, но
разглядела, что мир тот сущее Царствие Небесное».

https://cyberleninka.ru/article/n/tema-duhovnogo-preobrazheniya-lichnosti-v-romane-dzhona-faulza-cherv-1985/viewer

Читальня Бездна, религия, мистика, иностранная литература, философия

Previous post Next post
Up