Первичный Ум

Nov 28, 2022 10:16

Из лекции А. Берзина

В соответствии с буддийским определением, ум (sems) - это «лишь ясность и осознавание» , и он представляет собой личную, субъективную умственную деятельность восприятия явлений. Ясность означает создание познаваемых видимостей явлений, а осознавание - познавательную вовлечённость в них. Лишь подразумевает, что это происходит без отдельного, неподверженного влиянию, монолитного «я», которое управляет этой деятельностью или наблюдает за ней.
«Я» существует, но лишь как то, что приписано на основе протяжённости непрерывно меняющихся моментов познания непрерывно меняющихся объектов.

Все виды умственной деятельности являются способами осознавания. Они включают:

первичные типы сознания,
различные типы вторичного осознавания ( ментальные факторы).

Первичные сознания

1.сознание глаза
2.сознание уха
3.сознание носа
4.сознание языка
5.сознание тела
6.сознание ума

Первичное сознание познаёт лишь сущностную природу объекта, то есть категорию явлений, к которой объект относится. Например, сознание глаза познаёт зрительный образ как зрительный образ.

Другие школы добавляют еще два вида:

7. заблуждающееся осознавание
8. алаявиджняна (всеохватывающее сознание-основа, сознание-хранилище).

Алаявиджняна - индивидуальное, а не вселенское сознание, которое лежит в основе всех моментов познания. Оно познаёт те же объекты, что и другие типы познания, в основе которых оно лежит, но это неопределённое познание того, что появляется в его сфере , невнимательное познание, и оно лишено ясности в отношении объектов. Она несёт в себе кармическое наследие , умственные отпечатки воспоминаний, причём и то, и другое - изменчивые абстракции, приписанные на основе алаявиджняны. Непрерывность личной алаявиджняны заканчивается с достижением просветления.

Заблуждающееся осознавание направлено на алаявиджняну и воспринимает её созревающий фактор как ложное «я». На грубом уровне оно познаёт его как «я», существующее в виде неизменной, цельной сущности, независимой от своих совокупностей. Под совокупностями понимаются пять совокупностей (скандха), составляющих каждый момент нашего познания. Это формы физических явлений (включая тело), чувство некоторого уровня счастья, различение, прочие воздействующие переменные (эмоции и так далее) и первичное сознание.

ум, буддизм

Previous post Next post
Up