Карнавал

Nov 21, 2022 08:50

Сначала мне сбросили только цитаты про ученку, где жесткий наезд в чисто рэперском/крэперском стиле с использованием большинства элементов низовой карнавальной культуры по Бахтину...

ученка из Афиши

Итак, что такое карнавал Бахтина?

Свою концепцию карнавала М. Бахтин излагает в трех работах: в книге “Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса”, а также в главах “Раблезианский хронотоп” и “Фольклорные основы раблезианского хронотопа” его книги “Формы времени и хронотопа в романе” и в одной из глав работы “Проблемы поэтики Достоевского”.

В теории М. Бахтина суть карнавала сводится к “инверсии двоичных противопоставлений”: королем объявляется шут, епископом - сквернослов и богохульник, верх становится низом, голова - задом и половыми органами (материально-телесный низ, по терминологии Бахтина). Карнавал - это “стихия свободы” и “образ преисподней”.

С критической точки зрения, бахтинский карнавал - это не просто карнавал, смех, веселье, но именно - и прежде всего - осмеяние, снижение, пародирование, травестия, профанация, пусть и с сокрытым утверждающим смыслом.

Главная идея в концепции карнавала М. Бахтина, с которой трудно согласиться, - это категорическое противопоставление карнавала официальному празднику и всей системе власти вообще, как государственной, светской, так и церковной. Причем этой оппозиции придается ценностная нагрузка: все официальное оценивается как застывшее, устаревшее, отжившее, несущее неправду и насилие; а все карнавальное - это нечто новое, живое и свободное.

“Карнавал не созерцают, - в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны”.

Концепция карнавала М. Бахтина и весь комплекс идей с ней связанных в свое время стала очень популярна у советской гуманитарной интеллигенции. В этом был некий дух диссидентства, противостояния советской власти, ощущение свободы. Но этот настрой оказался принципиально несовместим с христианским пониманием человека и его свободы. Поэтому многие авторитетные представители интеллигенции (например, С.С. Аверинцев, Д.С. Лихачев), критически отнеслись к концепции карнавала М. Бахтина и в своем творчестве и личной судьбе выбрали христианскую перспективу.
СТАНИСЛАВ ГУРИН



П.Брейгель. Битва карнавала и поста

kgbt+

Previous post Next post
Up