Надо обсудить этот фрагмент. Потому что недоосмыслен он у нас в Бездне.
- Мы говорим про первую благородную истину, - сказала Кендра. - Истину страдания. Ты знаешь, что такое «первая стрела» и «вторая стрела»?
- Наша жизнь, - начала Кендра, - устроена так, что избежать страдания невозможно. Мы болеем, старимся, умираем, у всех происходят неприятности и неожиданности, которые нам не нравятся. Это называется «первой стрелой».
- Боль проходит. Но ты начинаешь тревожиться и горевать из-за случившегося с тобой несчастья. Ты думаешь - ох, как мне не повезло… Как мне плохо. И как хорошо другим! Почему именно я сломала ногу, а не кто-то из них? Какая несправедливость! Вот эти блуждания ума и сердца, эта печаль, генерируемая самим человеком, и называется «второй стрелой».
- Обычно ученику разъясняют, что «первой стрелы» не избежать, но «вторая стрела» не обязательна. И целиком зависит от него. То есть буддистский практик по-прежнему не застрахован от обычных человеческих бед, старости и смерти, но может защититься от страданий, которые возникают в уме по их поводу… Другими словами, он уязвим для «первой стрелы», но неуязвим для второй. И на этом объяснение первой благородной истины заканчивается. Мол, боль присутствует, но ее можно минимизировать - и мы быстро научим вас, как это сделать.
Например, животные не придумывают себе дополнительных страданий по поводу страданий. Не нагнетают и не паникуют. Человек же погружается в рефлексии и в целый спектр своих выдуманных по поводу боли новых страданий. Так ведь и предлагает сдлелать Янг Шинзген - избавиться от страданий путем медитации. Нет, он не говорит, что боль уйдет, скорее она даже усилится. Уйдут якобы ментальные заморочки по поводу этой боли. Т.е. как бы боль будет, а страданий нет.
Так. Почитаем дальше, что говорит Кендра.
- Однако, - продолжала Кендра, - такая постановка вопроса - это просто рекламная уловка.
- Почему?
- Да потому, - ответила Кендра, - что в нас нет никого, кто сознательно генерирует эту «вторую стрелу» - и может перестать это делать. Наши чувства и эмоции возникают сами, непредсказуемо и свободно, и не спрашивают нас, хотим ли мы их испытывать. Спрашивать некого: мы сами и есть сумма наших чувств и эмоций. Это очень важно - нет никого, в ком эмоции возникают, потому что «мы» появляемся после того, как они возникнут. Если вообще допустить, что есть какие-то временные «мы». Тот, кто страдает от «второй стрелы», и есть сама «вторая стрела».
Это очаровательный совершенно прием Кендры. Спутать относительную истину с абсолютной.
- Тогда каким образом буддийская практика помогает избежать ее? - спросил Тим.
Умница!! Дальше прямо про НВ и его випассаны))))
- Вот, - улыбнулась Кендра, - мы уже приближаемся к сути. Я скажу, как это обычно происходит. Человек приходит на курсы осознанности, где ему объясняют этот механизм - и говорят, что «вторая стрела» совершенно не обязательна и ее можно отразить. Человек начинает следить за собой. Каждый раз, когда с ним случается какая-нибудь беда, он, естественно, расстраивается по ее поводу, как это вообще свойственно людям. Эта реакция записана у любого у нас в подкорке на таком глубоком уровне, что убрать ее оттуда, сохранив социальные навыки, не представляется возможным, поскольку социальные навыки основаны именно на ней. Вы говорите «what the fuck!» перед тем, как вспоминаете, что вы архатка или кто-то там еще. Знаю по себе.
- Практикующий осознанность отличается от обывателя чем? - продолжала она. - Он знает, что «вторая стрела» возникает в его собственном уме. Вернее, он так думает, потому что просветленные с ютуба до сих пор пользуются выражением «ваш собственный ум». Практикующий знает - смысл его практики в том, чтобы избежать «второй стрелы». Поэтому он ощущает недовольство собой при каждом ее уколе. Он понимает, что опять облажался. Он по-прежнему страдает от ее укола, как обычный человек. Но вдобавок он начинает страдать еще и оттого, что не может увернуться от этого необязательного страдания несмотря на все свои духовные усилия и инвестиции. И вот это, друзья мои, называется «третьей стрелой», которая хорошо знакома любому ходоку по духовным путям.
Браво!!! Все так и есть!
- Если тренироваться дальше, практик осознает все, что с ним происходит. Он видит этот механизм достаточно ясно - и, при некотором опыте, наблюдает его развертывание в реальном времени не отождествляясь с ним. «Первая стрела», «вторая стрела», затем «третья стрела»… Он улыбается и расслабляется. Глупо себя корить, ибо в психическом измерении нет никого, кто виноват в происходящем - есть только самопроизвольные пузыри импульсов, чувств и мыслей. Мало того, нет никого, кто мог бы улучшиться в результате практики. Становится ясно, что все негативные чувства и эмоции - такое же проявление природы, как блики света в оконном стекле. Они естественны и органичны. И тогда практик видит главное: «природность» и «естественность» - это вовсе не что-то хорошее, как намекает духовный маркетинг.
- «Природное», «естественное» и «органичное» - это когда умирающий от рака медведь жрет хромого волка, давящегося напоследок золотушным зайцем. Это просто синонимы слова «страдание». Все проблески и симулякры счастья существуют в нашем мире исключительно для того, чтобы его обитатели успели оставить потомство. Такое понимание называют «четвертой стрелой», и это самая тонкая боль, и самая неизлечимая. Она пронизывает собою все, но лечить от нее уже некого. Ты пытался уйти от боли «второй стрелы» - и обрел боль «третьей». Пытался уйти от боли «третьей» - и обрел боль «четвертой». И когда в тебя попадает «четвертая стрела», ты уже никуда не пытаешься от нее уйти. Потому что уйти от нее нельзя: тебя больше нет, а «четвертая стрела» - это пролетевшая по кругу первая, расщепившая саму себя на пять частей. И тогда - только тогда - ты начинаешь видеть первую благородную истину… Истину страдания.
Самое тонкое всепроникающее страдание - о котором говорит Кендра - это наше неведение. Или авидья.
Вот !!!Ави́дья - в индийской философии - незнание или «исходная омрачённость сознания», являющаяся корневой причиной «неподлинного восприятия мира» и противодействующая «постижению сущности бытия».
Пока есть это первое звено в 12-звенной цепи взаимозависимого возникновения, страдания неизбежны. Нет в сансаре счастья, а лишь его симулякры.
Но Кендра хитрая архатка! Она ведь намекает нам, что понять 4 благородные истины можно лишь тогда, когда есть постижение пустотности - когда нет я, нет носа, нет глаза, нет страданий и нет пути, нет смерти и рождений.
Кто это понимает - уже наполовину архат!!
И напомню вам, что папанча - это стрела, которая попала в наш ум и отравила его. Теперь мы все сумасшедшие пассажиры поезда ЖС!!!!!