ГАМЛЕТ insight

Nov 05, 2021 09:21

или
РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ



Друг детства и юности Иосифа БРОДСКОГО - Мирсаид Сапаров размышляет о месте ШЕКСПИРА в ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПАНТЕОНЕ ХХ века.

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва, Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий
И неотвратим конец пути.
Я один. Все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Б.Пастернак. Гамлет. 1949 г.

Не быть иль быть - вопрос прямолинейный
Мне задает мой бедный ум, и нервный
Все просится ответ: не быть, не быть,
Кого-то своевременно забыть,
Кого-то своевременно любить,
Кого-то своевременно… Постой!
Не быть иль быть! - Какой-то звук пустой.
Здесь все, как захотелось небесам.
А, впрочем, говорил об этом сам.
Гораций мой, я верил чудесам,
Которые появятся извне…
Безумие - вот главное во мне.
И.Бродский. Романс принца Гамлета.1961г.

Блистательная и неожиданная лента Тома СТОППАРДА стала подлинным открытием Венецианского кинофестиваля 1990 года и удостоилась «Золотого льва».
Это стало тем большей сенсацией, что фильм снят по мотивам казалось бы всем известного, хрестоматийного шекспировского «Гамлета».
Но в проницательной и остроумной картине СТОППАРДА все - казалось бы - перевернуто с ног на голову. Главные герои как бы отошли на второй план, а второстепенные персонажи, наоборот, оказались ключевыми и многосмысленными. И в этом - своя жестокая правда .
Недаром Иосиф БРОДСКИЙ,который перевёл на русский язык легендарную пьесу СТОППАРДА, преобразованную затем в сценарий фильма, не раз повторял что в современной трагедии гибнут не только герой, но и хор, т.е. невольные свидетели и комментаторы драмы, реальных мотивов которой они могут и не знать
Интересно, что такая интерпретация шекспировской трагедии вполне соответствует творческому духу Шекспира.
Еще бы…
Создавая мощное силовое поле, увлекая водоворотом человеческих страстей, Шекспир оставляет зрителю-читателю безбрежную свободу интерпретации и нравственного выбора.
Возникают, понятно, опаснейшие соблазны, которые для иных режиссеров становятся губительными.
Однако, Том СТОППАРД великолепно реализовал свой замысел, пригласив на главные роли незабываемых Тима РОТА и Гэри ОЛДМАНА
Говорить об остроумии и изощрённом мастерстве Тома СТОППАРДА - дело заведомо неблагодарное. Фильм «Розенкранц и Гильдестерн мертвы» надо смотреть и пересматривать.
Он стал таким же подарком любителям кино, как и другие классические культовые кинокартины, снятые по сценариям СТОППАРДА - «Романтическая англичанка» Дж.ЛОУЗИ , «Бразилия» Терри ГИЛЛИАМА, «Влюблённый ШЕКСПИР» Джона МЭДДЕНА.
Мирсаид Сапаров


transhumanism inc.

Previous post Next post
Up