К роману Пелевина "Чапаев и Пустота"

Jan 06, 2021 00:01

Пустотность (пустота) - это одна из самых важных и сложных тем в учении Будды. Однако нам не нужно её бояться. Как объяснил великий индийский учитель Шантидева в тексте «Вступая на путь поведения бодхисаттвы», если нам и следует чего-либо бояться, то пусть это будет наше неведение, или неосознавание, которое является причиной всех наших проблем. И вполне естественно, что понять пустотность не просто. Почему мы ожидаем, что это будет легко? Если бы это было просто, все бы давно поняли пустотность и ни у кого не было бы проблем.

Чапаев и Пустота - метафора бодхичитты и Шуньяты.
Без бодхичитты развивать ум и постигать Пустоту невозможно и даже опасно.Если же ум бодхичитты полностью развит , то пустоность постигается автоматически.

Бодхичитта - намерение, мотив обрести просветление для всеобщего блага.

Всегда полезно рассматривать учения в каком-либо контексте, например, мы можем взглянуть на пустотность с точки зрения четырёх благородных истин.

Первая благородная истина говорит об истинном страдании, и особенно о всепроникающем страдании, которое заключается в том, что наши испорченные совокупности - тело, ум, эмоции и так далее - происходят из неосознавания реальности и им же сопровождаются. Из-за этого наши испорченные совокупности продолжают возобновлять себя в подневольном круговороте перерождений (сансаре). Если мы ничего не делаем, чтобы это остановить, этот цикл будет продолжаться вечно.

Причина того, что круговорот рождений продолжается непрерывно, возникая из неосознавания, сопровождаясь им и создавая ещё больше неосознавания, - очевидна. Это неосознавание реальности, или, другими словами, пустотности. Это вторая благородная истина: истинная причина, которая влечёт за собой это основополагающее всепроникающее страдание.

Третья благородная истина касается истинного прекращения. Что мы хотим прекратить? Мы хотим истинного прекращения неосознавания реальности, или пустотности.

Что сможет избавить нас от неосознавания, чтобы оно больше никогда не возобновилось? Истинный путь - это состояние ума, которое неконцептуально осознаёт пустотность и таким образом навсегда избавляет нас от неосознавания. Это четвёртая благородная истина: истинный путь - состояние ума, которое понимает пустотность.

Итак, мы видим, что все четыре благородные истины касаются пустотности. Они говорят о том, что происходит, когда мы её не понимаем и когда мы её понимаем.

Так что же такое неосознавание? Чтобы понять это, мы должны вернуться к вопросу «что такое умственная деятельность?» Мы можем описать умственную деятельность как создание умственной голограммы объекта. Создать умственную голограмму объекта - это то же самое, что узнать объект - увидеть его, услышать его или размышлять о нём и так далее. Ведь когда мы что-либо видим, всё, что происходит, - свет от объекта соприкасается с чувствительными к свету клетками в наших глазах, это переводится в электрические импульсы и химические процессы, и в личном, субъективном опыте появляется осознание умственной голограммы, которая представляет объект.

Вот что такое умственная деятельность - не более того. Нет обособленного «я», отделённого от этого процесса, которое запускает его и использует для этого механизм под названием «ум». Также нет «я», отдельного от умственной деятельности, которое сидит у нас в голове и наблюдает за происходящим. Личная, субъективная умственная деятельность просто происходит. Однако из-за привычки не осознавать реальность, наша умственная активность производит умственные голограммы того, что не существует; например, голограмму «я», которое существует независимо от умственной деятельности, которое видит или думает. И самое ужасное в том, что мы действительно ощущаем, будто есть отдельно существующее «я».

Неосознавание - это один из беспокоящих умственных факторов. Это один из умственных факторов, которые входят в состав наших совокупностей и сопровождают создание умственной голограммы. Точнее, неосознавание сопровождает наше познание умственной голограммы и определённый способ её умственного восприятия.

Теперь мы можем понять сравнение, когда всё уподобляется иллюзии. Стул и моё тело кажутся прочными, но на самом деле они состоят из атомов. Таким образом их прочность подобна иллюзии. Но после этого мы должны добавить самую важную фразу: «Тем не менее, они продолжают функционировать, я не проваливаюсь сквозь стул». Когда мы сможем по-настоящему понять, обдумать и усвоить, что объекты подобны иллюзии: они кажутся прочными, а на самом деле это не так, и, тем не менее, они функционируют, - если мы сможем принять это и жить с этим пониманием не паникуя, тогда мы будем готовы перейти на следующий уровень более тонкой иллюзии.

Рассмотрим следующий уровень иллюзии. Возьмём для примера моё настроение: оно кажется целостным, но на самом деле это собрание очень маленьких моментов, каждый из которых отличается от предыдущего. Так что прочность моего настроения также подобна иллюзии. Тем не менее, плохое настроение функционирует: оно портит мне весь день.

Язык функционирует ещё более поразительно. В течение одного момента мы слышим лишь маленькую часть звука или буквы из слова. В следующий момент этот короткий звук уже не существует, тем не менее, разве нам не кажется, что слова и предложения, которые говорим мы или другие люди, целостны и реальны? Их целостность подобна иллюзии, тем не менее, мы можем общаться друг с другом.

В конце мы поймём пустотность на глубочайшем уровне - что умственные голограммы людей, объектов и событий, которые предстают перед нами, подобны иллюзии. То, как они нам видятся, не соответствует тому, как они существуют на самом деле. Это полное отсутствие (пустотность) невозможных способов существования. Тем не менее, хотя всё подобно иллюзии, всё функционирует.
А. Берзин

Пустота

Previous post Next post
Up