В буддизме различают 9 колесниц - от шраваков до высших тантр.
Сегодня мы кратко рассмотрим одну колесницу, или карету, на которой ехал Алекс из романа "Смотритель".
Бодхисаттваяна (колесница бодхисаттв)
Бодхисаттваяна является частью махаяны. Она называется колесницей бодхисаттв, т.к. она обладает способностью привести кого-либо к великому просветлению, однажды вошедшего в ее врата. В силу того, что область ее опыта безбрежна, она обладает бесчисленным количеством искусных методов и безграничной мудростью.
а. Вхождение
Практика бодхисаттв основывается на их желании принести благо другим. Они побуждаемы бодхичиттой, которая нацелена на всех существ, и характеризуется устремлением установить их всех на уровень совершенного состояния будды, свободного от причин и следствий страдания и наделенного всеми причинами и следствиями счастья. С этой мотивацией, они принимают обеты устремления и применения бодхисаттвы соответствующим образом, согласно ритуалу традиции Глубинного Взгляда или Обширного Поведения. Затем они соблюдают нравственность относительного того, что необходимо принять и отвергнуть, и очищают любые загрязнения.
b. Взгляд
Что касается основы их пути, того, как они устанавливают свое воззрение, если мы будем говорить в терминах философских принципов, то подход Только Ума утверждает, что внешние объекты не реальны и все явления ничто иное, как внутренний ум, а также заявляет, что самоосознавание, самосознающее сознание, лишенное двойственного восприятия действительно реально существует. Подход Серединного Пути, это осознание того, факта, что явления проявляются вследствие взаимозависимого происхождения, но в действительности они пустотны, и находятся за пределами восьми крайностей концептуальных усложнений . При помощи этих подходов, на основе объяснения двух уровней реальности, они совершенно реализуют отсутствие какой-либо индивидуальной сущности или подлинности явлений.
с. Медитация
Описывая их путь, и то, как они практикуют медитацию, то бодхисаттвы тренируются в развитии своего постижения единства двух уровней реальности, и на основании йогической медитации, которая объединяет шаматху и випашьяну, постепенно медитируют на тридцати семи факторах просветления, во время нахождения на пути тренировки.
d. Поведение
Бодхисаттвы практикуют шесть запредельных совершенств для своего собственного блага, и четыре метода привлечения для блага других.
e. Результаты
Они обретают уровень состояния будды, который является окончательным достижением в терминах, как оставления, так и реализации, т.к. это обозначает оставление всего, что должно быть исключено, двух омрачений, включая привычные тенденции, и реализацию всего, что должно быть реализовано, включая знание всего, что есть и знание его природы. Они достигают два вида дхармакаи для своего собственного блага и два вида рупакаи для блага других.