Пелевин и буддизм

Jun 01, 2020 09:59

Ум устроен так, что страдание возникает в нем неизбежно. - Почему? - Потому что он занят поиском счастья. А ум, гонящийся за счастьем, может двигаться только в сторону сотворенного им самим миража, который постоянно меняется. Никакого «счастья» во внешнем мире нет, там одни материальные объекты. Страдание и есть столкновение с невозможностью схватить руками созданный воображением фантом. Что бы ни показывал этот компас, он на самом деле всегда указывает сам на себя. А поскольку компас в силу своего устройства не может указать на себя, его стрелка все время будет крутиться как пропеллер. Зыбкие образы счастья созданы умом - а ум, гонящийся за собственной тенью, обязательно испытает боль от неспособности поймать то, чего нет... И даже если он ухитрится поймать свое отражение, через секунду оно уже не будет ему нужно.

betman-apollo-viktor-pelevin

- Простейший ум похож на зеркало внутри этого полого шара. Оно отражает мир и принимает решение. Если отражение темное, надо спать. Если светлое, надо искать пищу. Если отражение горячее, надо ползти в сторону до тех пор, пока не станет прохладно, и наоборот. Всеми действиями управляют рефлексы и инстинкты. Назовем этот тип ума "А". Он имеет дело только с отражением мира. Поняли?
- Конечно, - сказал я.
- А теперь попробуйте представить живое существо, у которого два ума. Кроме ума "А", у него есть ум "Б", который никак не связан с фотографиями на стенах шара и производит фантазмы из себя самого. В его глубинах возникает такое... полярное сияние из абстрактных понятий. Представили?
- Да.
- Теперь начинается самое важное. Представьте, что ум "Б" является одним из объектов ума "А". И те фантазмы, которые он производит, воспринимаются умом "А" в одном ряду с фотографиями внешнего мира. То, что ум "Б" вырабатывает в своих таинственных глубинах, кажется уму "А" частью
отчета о внешнем мире.
- Не понимаю, - сказал я.
- Так только кажется. Вы оба сталкиваетесь с этим много раз в день.
- Можно пример? - спросила Гера.
- Можно, - ответил Энлиль Маратович. - Представь себе, скажем... Что ты стоишь на Новом Арбате и смотришь на два припаркованных у казино автомобиля. По виду они почти одинаковые - черные и длинные. Ну, может быть, один чуть ниже и длиннее. Представила?
- Да, - сказала Гера.
- Когда ты замечаешь разницу в форме кузова и фар, отличие в звуке мотора и рисунке шин - это работает ум "А". А когда ты видишь два "мерса", один из которых гламурный, потому что это дорогущая модель прошлого года, а другой - срачный ацтой, потому что на таком еще Березовский ездил в баню к
генералу Лебедю, и в наши дни его можно взять за пятнадцать грин - это работает ум "Б". Это и есть полярное сияние, которое он производит. Но для тебя оно накладывается на две черных машины, стоящих рядом. И тебе кажется, что продукт ума "Б" - это отражение чего-то, действительно существующего снаружи.
- Хорошо объясняете, - сказал я. - А разве оно не существует снаружи на самом деле?
- Нет. Это легко доказать. Все отличия, которые замечает ум "А", могут быть измерены с помощью физических приборов. Они останутся такими же и через сто лет. А вот те отличия, которые приписывает внешнему миру ум "Б", никакой объективной оценке или измерению не поддаются. И через сто лет никто даже не поймет, в чем именно они заключались.

В.Пелевин, Empire V

Ваш ум, - сказал он, - находится в состоянии постоянного нервного бурления нечистот…
- Для человека вашей профессии - то есть мирского владыки - такое вполне нормально и не является чем-то экстраординарным. Чтобы это не воспрепятствовало достижению джаны, постарайтесь как бы отпустить свои мысли на волю. Представьте, что ваш ум - это клетка с беспокойными птицами. А потом широко распахните дверцу. Не держитесь за конструкции, которые приходят вам в голову.

Тайные виды на гору Фудзи
Виктор Пелевин

Из этой цитатаы видно, как в буддизме понимают очищение, успокоение ума.
Многие читатели Пелевина считают - надо остановить ум, не думать, стать как тот старик в БА на лавочке - бездумным овощем.
Это невозможно - остановить свой ум. Мысли приходят и уходят. А слабоумие никого еще не делало просветленным. Как и маленькие дети, которые еще смотрят на мир без оценок, тоже еще не способны достичь освобождения.
Ум - и есть тот инструмент, посредством которого совершается прозрение. Ум познает Мудрость, постигающую пустоту, ум взращивает в себе сострадание и милосердие.
Кем же вы станете, если прекратите работу, деятельность своего ума? Бездушным роботом, алгоритмом? Разве это Просветление? Это Смерть духа.

Не привязываться к свом мыслям, отпускать их на волю как птиц, не цепляться за эти мысли, не следовать за ними .. просто быть, просто наблюдать...

как плывут облака на небе... а наш ум подобен бескрайнему синему открытому пространству

наплыло облако и уплыло, за ним второе, третье...

В. Пелевин, ум, цитаты, буддизм

Previous post Next post
Up