http://orda1313.com/2015/11/11/bitva-pri-stilo/ Мусульманские победы над христианскими правителями часто оказывали серьезное, даже если косвенное, влияние на этноконфессиональную карту Европы. Ибо всегда то, что для одних было «поражением Европы», для других оборачивалось победой и триумфом. Так было с битвой при Стило в конце X века и с ее последствиями.
Король Германии и римский император Оттон II, следуя по стопам своего отца Оттона I, пользуется слабостью византийских правителей и в 70-х годах X века продолжает экспансию в южную Италию. Итальянско-ломбардские вассалы Оттона успешно ведут расширение империи, и византийцы теряют области южной Италии одну за другой. Важнейшую роль в этом играет влиятельный итальянский феодал Пандульф I по прозвищу Железная Голова. Его назначил еще Оттон I в 967 году вести войну против византийцев, и он последовательно захватывает южноитальянские княжества и герцогства - Беневенто, Капую, Салерно, Сполето. Пандульф становится главным лейтенантом Оттона в южной Италии, держащим оборону против византийцев и мусульман. Однако в марте 981 г. Пандульф умирает, а его сыновья начинают раздоры из-за его наследства.
Естественно, такое расширение Западной Римской империи затрагивает интересы не только Византии, но и мусульман Сицилии, которые к тому времени рассматривали всю Южную Италию как сферу своих интересов. В Сицилии в то время у власти находилась династия Кальбитов, формальных вассалов египетских Фатимидов. Амир Абуль-Касим совершает походы в 976 г. в Апулию и Калабрию, и угрожает даже ломбардским княжествам Беневентскому и Сполетскому, от которых рукой подать уже до Рима. В 981 году, после смерти Пандульфа, Абуль-Касим в очередной раз вторгается в Апулию.
В 980 году Оттон с супругой и малолетним сыном отправился в Италию. Титул римского императора обязывал его разобраться с итальянскими делами. По прибытии в Рим он восстановил на папском престоле Папу, изгнанного знатью, и восстановил контроль над ломбардскими княжествами, которые после смерти Пандульфа стали снова отходить к византийцам. В сентября 981 года Оттон с армией выступает на южную Италию. Войско, приведенное императором с собой, было не очень велико, однако, оно пополнилось итальянскими контингентами и призванными на службу ратниками из Лотарингии, Франконского герцогства Южной Германии. В византийскую Апулию армия Оттона прибыла в январе 982 года. Именно этот факт вынудил византийцев, по некоторым источникам, призвать своего мусульманского союзника, сицилийского амира Абуль-Касима. Как бы то ни было, Абуль-Касим объявил о джихаде и вышел в поход в 982 году.
Поход Оттона в южную Италию проходил поначалу весьма для него успешно. Сопротивление византийцев было сломлено, главный город Апулии - Таранто, был захвачен в марте 982 г., а в начале июля потерпела поражение мусульманская армия. Сила и натиск Оттона были столь решительными, что Абуль-Касим, неожиданно обнаружив армию Оттона возле Россано в Калабрии, решил отступить. Однако из-за имперской морской блокады Сицилии мусульманская армия не могла отплыть с Апеннинского полуострова и была фактически зажата на мысе Капо Колонна около города Кротоне в Калабрии. Оттон же, прослышав, что мусульмане пытаются отступить, решил, что это именно тот момент, когда надо ударить и покончить с амиром, которого они называли «королем этих язычников Булликассинусом». Он оставил в Россано свою жену, детей и имперскую казну, и направился с армией прямо на мусульман. В такой ситуации Абуль-Касим понял, что от битвы не уклониться, и решил принять бой к югу от Кротоне, в удобном для себя месте.
Битва случилась 14 июля 982 года. Доподлинное количество воинов с обеих сторон, как и многие другие детали битвы, неизвестны, но предположительно мусульман было гораздо меньше, раз они первоначально решили отступать. После нелёгкой схватки германская тяжелая кавалерия прорвала центр мусульманской армии и напала на охрану самого амира. Абуль-Касим пал на поле боя, но войска его не растерялись и не бежали. Им удалось перегруппироваться, окружить германцев и убить многих из них. Ибн Асир утверждает, что христиан пало около 4000. Среди них - Ландульф IV и его брат Пандульф II (сыновья Пандульфа I), епископ Аугсбурга Генрих I, Гюнтер, маркграф Мерзебурга, аббат Фульда, и многие другие германские графы. Сам Оттон едва спасся, бежав с поля боя. Он добрался до моря и сел на стоявший около берега корабль, оказавшийся греческим. По приближении к дружественным берегам императору пришлось спасаться чуть ли не вплавь. В Рим он смог вернуться лишь 12 ноября.
Сражение закончилось победой, хоть и нелегкой, для мусульман. И хотя мусульмане были вынуждены отступить на Сицилию, их присутствие в южной Италии продолжало беспокоить и византийцев и лангобардов. Впрочем, византийцам союз с мусульманами позволил восстановить свою власть над Апулией.
Для империи же это стало тяжелым поражением. Новости о поражении достигли даже Уэссекса в Англии, что говорит о его важности. Политическая карта всей Южной Италии в очередной раз была перекроена, правящие семьи Капуа и Беневенто сменились другими ветвями, более молодыми, а императорская власть существенно ослабела. Сразу же отбыв на север Италии, Оттон созывает в Вероне общий имперский съезд в июне 983 г., оказавшийся весьма многочисленным. На съезде присутствовали члены его семьи: мать Адельхейда и супруга, его сестра Матильда, аббатиса Кведлинбургская, а также много германских и итальянских князей. Множество немецких феодалов пало, и это стало причиной имперского кризиса. Чтобы стабилизировать Германию Оттону пришлось договариваться с бывшими врагами, например с изгнанным герцогом Баварским Генрихом III. Германские князья, особенно в Саксонии (наиболее пострадавшей от битвы), горели желанием отомстить. Оттон замыслил отвоевать у мусульман всю Италию, включая Сицилию. Ради этого он ревностно проводил вооружение, а также вел переговоры с Венецией, чтобы эффективно обеспечить военно-морскую блокаду Сицилии. На съезде договорились о блокаде и об экономической войне против мусульман, в ожидании подкрепления из Германии. Тем не менее, ответный крестовый поход так и не случился, потому что Оттон внезапно умер в конце 983 года, в возрасте 28 лет, оставив после себя трехлетнего наследника, и вместе с ним и смуту между имперской знатью.
Это была реакция германцев. Однако надо напомнить, что власть Германского короля тогда распространялась уже и на славян - племена лютичей и бодричей, живших к востоку от Эльбы. К этому времени после войн Генриха I Птицелова и Оттона I славянские племена считались замиренными и христианизированными. Но не тут-то было.
Что сделали славянские языческие племена на Эльбе, прослышав о страшном поражении германского короля и римского императора в битве с мусульманами? Нет, они не стали призывать к «реконкисте», к «спасению Европы» под черным солнцем и коловратом, в единстве с германскими рыцарями. Вместо этого они занялись реконкистой своих собственных земель.
Великое Славянское восстание 983 года, известное также как Лютичское восстание, самими немцами было названо Slawenaufstand. Вместе с датчанами (а в Дании тоже произошла своего рода языческая реставрация) славянские племена изгнали всех представителей церкви и имперской власти. Вся германская система пограничной защиты, ослабленная войной в Италии, была разрушена. Епископские резиденции в Бранденбурге и Хафельберге были разрушены, и в последующие годы титулярные епископы жили при дворах королей, не имея возможности попасть в свои епископства. Гамбург был разграблен соединенной армией лютичей и бодричей, и лишь невероятным напряжением сил того же избежал Магдебург. Большая часть того, что было построено императором Оттоном I восточнее Эльбы, германцы потеряли. Германская колонизация славянских земель (Ostsiedlung) была фактически остановлена почти полностью на последующие 200 лет.
Все это стало результатом победы мусульман при Стило.