Путин предложил внести в школьную программу изменения. Он хочет, чтобы российская школа не только подготовила мелких россиян к сдаче ЕГЭ, но и Родину научила любить. И люди откликнулись.
[Spoiler (click to open)] Приходит Марьиванна в класс и говорит: - Сегодня мы будем обсуждать, как вы любите своих мам. Машенька, ты за что маму любишь? - Я ее люблю, потому что она очень красивая. -Молодец! -А ты, Сашенька? -А я, потому что она добрая… -А ты, Вовочка? -О, она у меня такая крутая! Она мне рассказывала, как в школе с мальчишками дралась и всем по шее надавала. -Гм… Ну, Вовочка, она, наверное, просто им не позволяла хулиганить, вот и врезала как следует… А ты, Мустафа, зачем руку тянешь? Ты сиди, слушай, что другие говорят. А ты, Олеся, вообще помалкивай. Мы все знаем, чем твоя мама занимается…
Вот так, наверное, будут проходить в школах занятия по патриотическому воспитанию в соответствии с измененным федеральным законом «Об образовании». Будем снова писать планы патриотической работы, формулировать патриотические цели для уроков математики и физкультуры. Играть в военно-патриотическую игру «Зарница», потому что патриотизм у нас всегда с военным уклоном, и любить свою родину и гордиться ей полагается за то, скольких врагов она победила, а не за то, скольким собственным гражданам она помогла.
Петр Первый 21 год воевал со Швецией, новые земли завоевал, Петербург на болотах построил, под Полтавой одержал победу, а какой ценой дался стране этот выход к морю, это окно в Европу? Сколько тысяч солдат и крестьян унавозили своими костями прекрасные петербургские проспекты и площади? Сколько крестьян, приписанных к уральским мануфактурам, горбатились, делая пушки и ядра? Да и, кстати, насколько увеличилось отставание российской экономики из-за того, что на всех мануфактурах стали работать крепостные, а вольный труд, только-только зарождавшийся в России, благополучно увял?
А вот Швеция, которая в XVII веке явно претендовала на статус великой европейской державы, после поражения под Полтавой отказалась от имперских амбиций и… стала заниматься своими внутренними делами. Получилось, вообще-то, неплохо.
Однажды ученик спросил меня, в чем заключается величие страны? А я в ответ спросила, что важнее - захватить новые земли или построить новые больницы? Он улыбнулся и сказал: «А может быть, захватить побольше новых земель, на которых будут новые больницы?» Отличный план, только так обычно не получается…
А у нас получается, что патриотизм - это восхищение всеми завоеваниями и унижениями, несправедливостями и глупостями. Александром Невским, который донес в Орду на собственного брата, Иваном Калитой, который помог подавить восстание против ордынцев в Твери, Иваном Грозным, которого Репин изобразил в столь неприглядном виде, что надо немедленно убрать из Третьяковки его гнусную картину, товарищем Сталиным, потому что он не садист и убийца, а великий вождь и учитель и войну выиграл ( нет - все сделал, чтобы ее проиграть). Именно восхищение, а не желание изменить страну так, чтобы жить стало лучше.
По новому законопроекту, мы будем учить детей уважению к старшим, к закону и правопорядку. Как будто этому можно взять -и научить. Чтобы дети уважали старших, надо, чтобы старшие не искали еду на помойках, не доживали последние годы в огромных интернатах, не жили на нищенскую пенсию. Чтобы дети уважали закон, надо, чтобы не страшно было обратиться за помощью к полицейскому, чтобы было понятно, куда идут налоги, чтобы можно было выйти на митинг, не думая, «разрешенный» он или нет.
А рассказывать об уважении можно очень долго. «Одни слова для кухонь, другие для улиц…»
Проходили мы все это уже много раз. Ничего таким образом не добиться. Денежки потратить можно, - программу новую разработать, методические материалы разослать, - с этим все будет в порядке, даже не сомневайтесь.
Одна только надежда - что эти методические материалы и программы будут настолько плохими, что не слишком сильно поспособствуют девальвации настоящей любви к своей стране, которую испытывают нормальные взрослые и дети вопреки всем программам патриотического воспитания.
Тамара Эйдельман заслуженный учитель РФ, историк
[Однако не всё так просто] В пояснительной записке к новому законопроекту президента России Владимира Путина нашли ссылку на несуществующую статью Конституции. Ее пока что ещё только планируют добавить в рамках поправок в основной закон страны.
То есть, Путин побежал впереди паровоза.
Статья 67.1 входит в число тех, которые планируется добавить в рамках нового пакета поправок. Их одобрила Госдума и подписал президент, но поправки вступят в силу после всеобщего голосования и одобрения большинством россиян. Так захотел сам Путин.
Однако, не получив одобрения россиян Путин уже ссылается на поправки, которых ещё нет в Конституции.