В списке самых дорогих картин первые места занимают полотна, проданные без помощи аукционистов, частным образом.
[А именно:] 1. «Когда свадьба?» Поля Гогена (1892 год). Картина Поля Гогена, изображающая двух молодых таитянок, поставила абсолютный рекорд на арт-рынке: в феврале 2015-го ее продали в Катар за 300 миллионов долларов.
2. «Номер 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко (1951 год). Продано за 186 миллионов долларов российскому миллиардеру и коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву.
3. «Портрет Мартена Солманса» и «Портрет Опьет Коппит» Рембрандта (1634). Двойной свадебный портрет находился в коллекции банкира Эрика де Ротшильда и был совместно приобретен Лувром и амстердамским Рейксмузеумом за 160 миллионов евро (180 миллионов долларов).
Амедео Модильяни, «Лежащая обнаженная» (1917 год) 170,4 миллиона долларов
Рой Лихтенштейн, «Медсестра» (начало 60-х) 95,3 миллиона долларов
Марк Ротко, «No. 10» (1958 год) 81,9 миллиона долларов
Сай Туомбли, «Без названия» (1968 год) 70,5 миллиона долларов
Пабло Пикассо, «Певица кабаре» (1901 год) 67,4 миллиона долларов
Пабло Пикассо, «Бюст женщины, или Женщина в сеточке для волос» (1938 год) 67,3 миллиона долларов
Люсьен Фрейд, «Спящая соцработница» (1994 год) 56,1 миллиона долларов
[О Фрейде] Внук Зигмунда Фрейда, отец 14 детей, обладатель огромного состояния, признанный классик британской живописи ХХ века Люсьен Фрейд умер в 2011 году, в возрасте 88 лет. Он автор десятков картин; писал главным образом лица и тела людей, и смертная человеческая плоть под густыми мазками его кисти выглядела порой устрашающе. Скулы, морщины, мешки под глазами, жировые складки. Взгляды - напряженные, страдающие, тревожные, печальные. Понятное человеческое желание казаться приятным во всех отношениях он полностью игнорировал, но никто из натурщиков от него обиженным вроде бы не ушел. В 2001 ему долго позировала королева Елизавета II; результат вызвал в Британии бурю эмоций, потому что Фрейд нарисовал мощную, страшную, мордатую старуху в короне.
Сью Тилли - 127-килограммовая сотрудница центра занятости, позировавшая ему в 1994 году для серии из четырех картин "Спящая соцработница" - это, если угодно, такая новая рубенсовская дама, написанная со всей возможной безжалостностью; она - плоть, словно полностью лишенная мышц. Одна из четырех "Соцработниц" (самая известная) произвела фурор в 2008 году, когда на аукционе Christie's за нее заплатили 33,6 миллиона долларов. Никогда еще в такую сумму не оценивалось полотно ныне здравствующего художника. Вскоре выяснилось, что загадочным покупателем был Роман Абрамович; он же через сутки после приобретения "Соцработницы" приобрел на Sotheby's "Триптих" Фрэнсиса Бэкона за 86,3 миллиона. Такой вот был у Романа Аркадьевича шопинг. Покупал он полотна явно не для услаждения собственных очей - видимо, для подруги Даши Жуковой, большой ценительницы современного искусства (она как раз открывала в Москве центр искусств "Гараж").
Это другая картина из той же серии, она поставленный Абрамовичем ценовой рекорд побила. Вероятно, старик Фрейд готовит аукционистам еще немало сюрпризов.
Винсент Ван Гог, «Аллея Алискамп» (1988 год) 66,3 миллиона долларов
Почему картины покупают за такие деньги?
Кто-то - потому, что он собиратель. Для него важна радость обладания уникальным предметом. Букинисты покупают первое издание "Евгения Онегина" (стоимость которого может дойти чуть ли не до миллиона долларов) не для того, чтобы прочесть "Евгения Онегина". И филателисты охотятся за марками не для того, чтобы ими любоваться, а чтобы обладать Подлинной Редкостью. (Картинами, впрочем, все же любуются: вспомним историю про японца Саито, пылавшего страстью к Ван Гогу).
Но гораздо больше тех, для кого это вопрос престижа. В СССР, например, было престижно держать на полке семитомник Пруста, который очень трудно было добыть. При этом отнюдь не все его читали (Пруст, мягко говоря, автор непростой и требовательный). Но смотришь на корешок книги - и... "Рядом с этой сокровищницей мысли, - неторопливо думал Васисуалий, - делаешься чище, как-то духовно растешь". А уж гости с каким уважением поглядывают на обладателя книги, которую в магазине не укупишь...
А дальше - смотря у кого какие средства. Иметь в своей коллекции картину престижного художника - это просто круто. "В гостиной у него висел подлинник художника Икс" - заметит кто-то. "Как, самого Икс?" - схватятся за сердце окружающие. Никто и не поинтересуется, что это, собственно, за картина.
Тут, конечно, важен критик, создающий общественное мнение. Ну, например, Ян Вермеер Делфтский, нидерландский художник XVII века, прочно забытый после смерти, своей сегодняшней славой обязан Теофилю Торе, неутомимо его раскручивавшему во второй половине XIX века. Чтобы доказать величие Вермеера, он даже сближал его с признанным классиком Рембрандтом, утверждая, что два художника вместе учились в Амстердаме (это было неправдой). Торе заодно и продавал картины Вермеера, искренней любви это не мешало. Ну, а потом Вермеером стали восхищаться другие, уже совсем бескорыстно - он ведь и правда великий художник (тот же Пруст, кстати, немало повлиял на его популярность).
Тут, конечно, важен критик, создающий общественное мнение. Ну, например, Ян Вермеер Делфтский, нидерландский художник XVII века, прочно забытый после смерти, своей сегодняшней славой обязан Теофилю Торе, неутомимо его раскручивавшему во второй половине XIX века. Чтобы доказать величие Вермеера, он даже сближал его с признанным классиком Рембрандтом, утверждая, что два художника вместе учились в Амстердаме (это было неправдой). Торе заодно и продавал картины Вермеера, искренней любви это не мешало. Ну, а потом Вермеером стали восхищаться другие, уже совсем бескорыстно - он ведь и правда великий художник (тот же Пруст, кстати, немало повлиял на его популярность).