Современная. Оригинальная. Технически-прогрессивная. Опера.
Мне повезло попасть на третий показ, который по всеобщему мнению создателей постановки, прошёл техничнее предыдущих.
Идея создания оперы родилась у композитора Дмитрия Курляндского, сооснователя творческого объединения «Сопротивление Материала» и художественного руководителя Международной академии молодых композиторов в г. Чайковский, в 2008 году. В основу либретто легли лирические тексты поэта Димитриса Яламаса. В 2011 году «Астероид 62» стал победителем конкурса камерных опер имени Иоганна Йозефа Фукса и был поставлен в октябре 2013 года в Граце (Австрия) режиссером Барбарой Байер и дирижером Вольфгангом Хаттингером с музыкантами и певцами университета искусств.
Команда отечественной постановки:
Композитор - Дмитрий Курляндский
Либретто - Димитрис Яламас
Дирижер - Федор Леднев
Режиссер - Капитолина Цветкова-Плотникова
Постановочная группа - Александр Лециус, Ксения Елисеева и Елена Перельман.
Оркестр - Mосковский Ансамбль Современной Музыки
Солисты вокального ансамбля N'Caged (руководитель Арина Зверева) - Андрей Капланов, Сергей Малинин, Ольга Россини, Алена Парфенова
Название оперы - криптограмма, расшифровка которой приоткрывает завесу тайны над концепцией постановки. Каждый астероид имеет порядковый номер и название. Астероид под номером 62 носит имя Эрато - музы любовной поэзии. Любовь и вечность - вот главные темы, к которым обращаются авторы оперы «Астероид 62».
Капитолина, режиссёр, сумела не просто сколотить потрясный исполнительский состав, она оправдала все первоначальные, возникшие в момент нашего прошлогоднего знакомства, ощущения творца. Творца передового, задающего вектор. О её взгляде на современные постановки я знал одно - надо задействовать самые неожиданные решения, основанные на современных световых, портативных технологиях. Но ведь не одним этим поразил "Астероид"!
Сам по себе интересный зал, едва ли занимающий 1/10 кресел бывшего ДК АЗКЛ был внезапно приглашён.. На сцену. Стулья стояли кругом и в два ряда, по углам сцены размещались музыканты, посредине у кулис - дирижёр. Вдруг всё померкло, началась палочная мелодичность музыки Курляндского и навстречу друг другу, в центр, вышли двое. Сверху опустилась сфера, которая потом извивалась в их руках, меняя один матовый оттенок на другой, казалось, им не будет конца. Изящно, космично. После в каждом из четырёх углов появились одетые в выдержанной концепции костюмы, актёры. У каждого - своя партия с историей и драмой. Одна потеряла ребёнка, другой - любимую, третий был занят лишь собой...
И какова же оказалась молекулярная изменность в сущности восприятия, когда сцена начала... Вращаться. Все мы , замерший зал, испытали боковую перегрузку и начали свой путь от одной истории к другой.
После исполнители вошли в круг, посредине пластично танцевала, шелестя элементами своего космокомбинезона, миниатюрная рыжая гимнастка (Оля из Гатчины). Как она потом оказалась внутри Астероида, внезапно словно вспыхнувшего изнутри (изделие произвели в лабораториях ДК ЗиЛ) - это волшебство, в прочем, как и всё, что было во второй половине действа.
Капитолине удалось поиграть на мозговых муражках восприятия, то, что именуют ASMR. Актёры писали надписи мелом - это поразительно встроилось в музыку. Клокотали, не скривив ни единой зрительской брови. Были и откровенно цирковые элементы - гимнастка переносила центр тяжести астероида и конус проходил в опасной близости от нежной шеи актрисы, под ним расположившейся. Их танец, стремления четырёх к этому астероидику, квинтэссенции любви - то, что просто не может не запомнится.
Также из концептуально поданного - нельзя не отметить, что диск сцены сыграл с нами не только своим вращением, с неотделимо необходимым гудением электромотора. По диску шли надписи и по мере английского пения исполнители высвечивали ультрафиолетовыми фонариками лирику на русском. Это было устроено так искусно, что уже нельзя было воспринимать действие опосредованно, как что-то просто красивое, нет. "Астероид" стал личным переживанием каждого.
Слёзы и невозможность встать, поздравления творцу. Мне было боязно, что находясь на демонтаже и наблюдая, как всё материальное, что делало постановку - разбирается и готовится к отправке - у меня перещёлкнет что-то внутри и я успокоюсь, но нет.
А после ваш покорный провёл ночь в компании этой великолепной команды истинно творческих при том достойнейших людей, но это уже другая история.
Фрагменты оперы на видео:
Click to view