Пишу во многом из-за того, что моя комиссия оказалась среди тех, которые
имели раздутые «дополнительные» списки, а впечатления о дне голосования во многом перекликаются с теми,
которые получила Галина Борисовна. Так-то интересного было мало.
Предварительная работа мной была проведена откровенно плохо. Слабеньким оправданием может быть недостаточный интерес к этим выборам. По моим ощущениям, история творилась за пределами Москвы. Аренами битвы за правовое государство были Рязань, Железнодорожный, Балашиха, Реутов… В Москве же ситуация была довольно своеобразной, а ажиотаж большим. То, что касалось моей комиссии. В документы комиссии поступило два сомнительных списка с теми, кто по замыслу безымянных представителей исполнительной власти должен проголосовать вне помещения для голосования, заявления избирателей были снабжены саморазоблачающими документами, свидетельствующими о том, что направили такие заявления организации, а не физические лица. Также было два безобразных письма, подписанных Горбуновым. Ещё были предварительные сведения о невыверенных списках и о явно недостаточной работе ТИК по обеспечению информированию избирателей. К последнему относится, например, то что индивидуальные приглашения изготовлены не были. Ну и безобразное помещение для голосования. Узкий коридор на втором этаже. Ничего не смог с этим сделать. Если управа/префектура ещё читает, медитируйте:
И у нас много было избирателей, заставлять карабкаться по лестнице которых должно быть стыдно. 1915 года рождения, 1918 года рождения. Члены УИК с большим уважением помогали им реализовать своё избирательное право. Но те люди, которые обеспечивали помещение… Пусть они у себя в кабинетах вешают фото таких избирателей, а не «первых лиц» государства и города.
Вялая попытка сдать информацию по Горбунову в правоохранительные органы по
п. 5 ст. 20 ФЗ-67 предсказуемо потерпела провал, попытка легализации реестра присутствующих в помещении для голосования за счёт внесения комиссии или хотя бы её секретаря в реестр операторов персональных данных также провалилась, поставленный вопрос о наделению кого-нибудь из УИК правом составления протоколов об административных правонарушениях (для 5.4 КоАП прежде всего) поддержки не возымел.
Понимая, что интересного в УИК практически не будет, в сам день голосования изначально рассчитывал сработать на поддержке тех людей, которые реально занимались делом, пресекая правонарушения и преступления, работая с ними. Реалии же показали, что статус члена комиссии с правом решающего голоса для этого мало подходит. Будучи оператором КОИБа, пояснять избирателям нехитрые правила работы с этим устройством казалось правильнее. Иногда подменял коллег на книгах списка избирателей. Да что там говорить, когда возник вопрос, идти ли комиссии на нарушение закона, принимая заявку после 14:00, это было сделано не заседанием комиссии, а обращением к наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса. К счастью, среди них нашёлся наблюдатель, направленный Навальным, который заявил, что если такое случится, от него поступит жалоба. Это оказалось достаточным аргументом. Спасибо, Константин. Член комиссии с правом совещательного голоса Анна, назначенная этим же кандидатом, тоже совершила полезное действие на голосовании вне помещения, но это своими глазами увидеть не довелось.
Но главное недовольство собой у меня возникает от того, что сам пошёл на нарушение избирательного законодательства. Произошло это так. Обнаружив несоответствие данных избирателя с записью в книге списка избирателя (различие было в одной букве имени), отправил его вписываться в «хвост» списка, поскольку документальных подтверждений тому, что по тому же адресу не зарегистрирован избиратель с указанным в списке именем, в комиссию не поступало. Однако избирателю был выдан бланк заявления о неточности информации в списке избирателей и выдача бюллетеня прошла по книге. Это потенциальная
5.22 КоАП РФ, делать так нельзя. На моё предложение немедленно отстранить меня от работы в комиссии согласно
п. 12 ст. 64 ФЗ-67 коллеги отреагировали скептически. Оказалось, что не один я так выдал бюллетень. Печально.
Бездействие комиссии по нереагированию на неточности в списке избирателей никто не оспаривал, действия в связи с голосованием вне помещения - тоже. Две поступившие жалобы, в основном, крутились вокруг проблем с информированием избирателей. Одна довольно неплохая по тексту, но с невнятными требованиями, вторая похожая на сборную солянку, содержащая даже упрёк в недостаточной работе комиссии с ветеранами… Я бы формулировал по-другому.
Моей последней неудачей в тот день стала неспособность убедить в том, что первая часть
п. 31 ст. 68 ФЗ-67 в общем-то так же обязательна для выполнения, как и его вторая часть.
В целом грубых нарушений не зафиксировал, нарушений, направленных на искажение волеизъявления в части распределения голосов между кандидатами и близко не было. День прошёл довольно весело и интересно. Но не так, как я привык проводить дни выборов.
До кучи моё видение факторов, находящихся на грани или за гранью действующего законодательства и оказавших влияние на результат кандидатов, в общей картине по Москве:
- монополизация федеральных СМИ «информированием» о деятельности исполняющих обязанности,
- афера с открепительными (ограничение количества, смена позиции по получению членами комиссий, крайне странные «разъясняющие» письма за подписью Горбунова),
- отказ от поадресного информирования избирательными комиссиями,
- адресная агитация одним из кандидатов под видом информирования о проведении выборов избирателей, входящих в его целевую аудиторию,
- выборочный отбор и оформление как голосующих вне помещения для голосования избирателей из целевой аудитории кандидата сотрудниками центра социального обеспечения и кем-то (кем? видел ещё один напечатанный список в документах комиссии, не удосужился узнать подробности) ещё,
- чехарда со сменами помещений для голосования и организация их в затруднённых для доступа местах,
- недостаточная выверенность списка избирателей (своими глазами видел тех, кого это обидело и заставило передумать голосовать).