Сергей Баранов о главном конфликте романа "Несвадебный марш"

Oct 17, 2017 16:59

Когда-то меня  зацепило  за живое, очень понравилось. Некто пришел на  обсуждение, надо  выступать, а он не  читал. То  есть не  читал, а дай-ка поговорю. И вот закончили обсуждение, и  самое большое  спасибо нашему уважаемому  участнику (который не  читал). (Смех в  зале.)  Г.А. прислала мне  этот роман  еще  летом, но статьи надо  писать, то, се. (Г.Щ.: Вчера  прислала,  а  сегодня  уже  выступать).  И я  прочел до  середины. Сегодня  тоже  читал. Чувствую, что сюжет  есть,  что  читателя подталкивают, тащат, И  мне было любопытно - встретятся, не встретятся? Соединятся, не  соединятся? И  больше  всего  было интересно - что происходит в данный  момент в данных обстоятельствах. Я люблю произведения,  где  хорошо  выписана  среда. Иногда  читаешь - и тебе неважно, что происходит,  но ты  погружаешься в  среду… Как  в романах Эмиля  Золя. «Чрево Парижа». (Г.Щ.: Ну  у  вас и сравнения!) Рынок  парижский. Долго не  мог  читать детективы, потом  прорвало, прикипел, читал  классику, Жорж Сименон, Мегрэ. Потом Дика  Френсиса.  Английский  автор,  у  него  все со скачками  связано. Каждый  его роман - новая  среда. То  производство  виски. То полет  через  ураган. Я  уже говорил здесь на  встрече два  года  назад  автору  Галине  Щекиной:  самое интересное - побывать в том  мире, который она создала. И в этом романе - я  вошел в эту среду,  мне там интересно. Со  средой  так получается - Щекина  много  знает, удивительно  много  знает. И все это в романе  есть, и чертежи, и техника, и литература, география, кинематография, там есть живопись, медицина. Оно все  к  месту. Только  многовато литература упоминается - Эрве  Базен, Уолден… Для  меня лично не  многовато,  понимаю, о  чем  речь, но я о широком читателе. И  каждый  раз думаю - кто  читать-то будет?  Если б  не  вот  этот  пласт, то остальное  на  массу  точно пойдет, это может немножечко притормозить. Повторяю, это  мое  личное ощущение, может, не очень верное. Зато  выписывание с  хорошим  знанием  среды - есть. Хорошо и то, что  автор не  филолог. Курт  Воннегут говорил  издателю - за писателем не ходите на филфаки, идите  за  писателем в техническую среду, в  медицинскую… Потому что писатель должен  знать что-то, кроме литературы. У Эмиля  Золя романы происходят  в разной  среде…
Если о деталях - у меня  нет  претензий к вашему роману, Галина  Александровна. Это я  о первой половине  романа… Я  ведь тоже  люблю становиться в  позу  редактора, и  есть вещи, которые  меня затронули. Из  минометов  самолеты  не сбивают. Это такой вид вооружения, который  для  этого не предназначен. Вам  это  говорит  минометчик  бывший. Я командовал минометным  взвордом, калибр орудия лоудия сто  шестьдесят  миллиметров…(Аплодисменты в  зале.) Даже  у Льва  Толстого  такое бывало. Ну,  может,  поправите в переиздании.
Мне  кажется, это роман не о  семье. Хотя  семья  там  есть,  все это  есть. Роман о  более значительной, о более глубокой, и более страшной  вещи. Роман о противостоянии  мужчины и  женщины. Вечном. Там  разные варианты - и с  хорошей стороны, и с плохой. Давайте проверим. Исток  европейской литературы. «Илиада», она о чем? Как Парис  похитил Елену и как  греки отправились к стенам Трои.  Прекрасная  Брисеида, Ахилл говорит - отдайте мне, Агагемнон - мне…Не получишь. А я  воевать не пойду… И в  шатер. «Одиссея» - Одиссей  возвращается домой  через  десять лет и попасть не  может. Подозревает, что  она его не  любит. Дикое  избиение соперников - что тебе надо, она  всем отказала! Есть такая вещь - Пенелопа и Одиссей ненавидят  друг друга. Перечитайте  «Войну и мир», «Идиота» - вы это не найдете? Посмотрите  «Тихий Дон»:  революция, гражданская  война, но всегда будут Григорий Мелихов, Аксинья, Наталья. Это конфликт, о котором стоит  думать, это смыслообразующая история  человечества. У  мужчин  и  женщин  разные  цели… Столкновения  их - наша  жизнь. Когда  читаешь женскую прозу - а я не  назвал  бы так произведения Щекиной, это что-то другое. Так вот, когда  читаешь женскую прозу, то видишь, там  есть этот конфликт  мужчины и женщины. Прямым текстом или подтекстом - какие мужики гадкие. В романе «Несвадебный  марш» - такого нет. Там есть понимание  мужиков.

Людмила Якушева: Поставили на пьедестал,  Сергей  Юрьевич!

Сергей Баранов: Я с самого начала  сказал о своем мнении. И  подозреваю: вся  мировая литература об  этом. Это есть  жизнь.(Аплодисменты.)

Татьяна  Андреева: Недавно  ученые обнаружили, что мужчины и женщины - разные  виды  хомо сапиенс.

Сергей Баранов: И еще одно. Вчера  был на  вечере, посвященном Ольге Фокиной. Нормально, хорошо организованный вечер. Тот,  кто был со мной, говорит: «Нет никого из Союза российских писателей». Можно как угодно к этому  относиться, но Ольга  Фокина - это Ольга Фокина, фигура общероссийского масштаба. Кто-то любит ее стихи, кто-то не  очень любит, но это громадное культурное событие  нашей  жизни.  Мне нравится  то, что происходит  здесь сегодня - тесно,  жарко, откровенные  разговоры, живое обсуждение очень достойного романа  Щекиной, но оно  могло быть иного масштаба, несколько сотен людей, например, и на проходах должны были стоять, потому что это действительно  большое  событие. Но я не вижу ни одного представителя  Союза писателей  России. Это печальная штука из жизни  Вологды и вообще нашей  культурной  жизни.
И последнее - раскручивать теперь  надо. К  сожалению, оно само собой  ничего не  делается. И этот роман, и  все творчество  Галины Щекиной достойны, чтобы  их раскручивали. Как-то  доводил  до читателя. Татьяна Александровна (Т.А. Андреевой), я  уже  в нескольких  аудиториях вспоминал  ваш рассказ о женщинах, преподавателях литературы. которые каждый год отмечают день рождения  Лермонтова, нарядные, идут в кафе или ресторан. (О рассказе Т. Андреевой «День рожденья Лермонтова».) К  ним подходят  молодые люди, газовики: «Можно ли рядом посидеть»?
Такие состоятельные. «А что вы  здесь отмечаете? - День рождения  Лермонтова». И тут молодые люди, газовики встали и  ушли. Понимаете, это  симптом интересный и страшноватый.  К  женщинам  можно относиться как к чудачкам, но это тоже культурный  факт.  Как  и это обсуждение  сегодня.

(Подробнее на https://www.proza.ru/2017/10/17/1325 )

роман  здесь https://www.directmedia.ru/book_470752_nesvadebnyiy_marsh/

презентация, Вологда, Щекина Баранов, прозаики, литература

Previous post Next post
Up