Когда-то меня зацепило за живое, очень понравилось. Некто пришел на обсуждение, надо выступать, а он не читал. То есть не читал, а дай-ка поговорю. И вот закончили обсуждение, и самое большое спасибо нашему уважаемому участнику (который не читал). (Смех в зале.) Г.А. прислала мне этот роман еще летом, но статьи надо писать, то, се. (Г.Щ.: Вчера прислала, а сегодня уже выступать). И я прочел до середины. Сегодня тоже читал. Чувствую, что сюжет есть, что читателя подталкивают, тащат, И мне было любопытно - встретятся, не встретятся? Соединятся, не соединятся? И больше всего было интересно - что происходит в данный момент в данных обстоятельствах. Я люблю произведения, где хорошо выписана среда. Иногда читаешь - и тебе неважно, что происходит, но ты погружаешься в среду… Как в романах Эмиля Золя. «Чрево Парижа». (Г.Щ.: Ну у вас и сравнения!) Рынок парижский. Долго не мог читать детективы, потом прорвало, прикипел, читал классику, Жорж Сименон, Мегрэ. Потом Дика Френсиса. Английский автор, у него все со скачками связано. Каждый его роман - новая среда. То производство виски. То полет через ураган. Я уже говорил здесь на встрече два года назад автору Галине Щекиной: самое интересное - побывать в том мире, который она создала. И в этом романе - я вошел в эту среду, мне там интересно. Со средой так получается - Щекина много знает, удивительно много знает. И все это в романе есть, и чертежи, и техника, и литература, география, кинематография, там есть живопись, медицина. Оно все к месту. Только многовато литература упоминается - Эрве Базен, Уолден… Для меня лично не многовато, понимаю, о чем речь, но я о широком читателе. И каждый раз думаю - кто читать-то будет? Если б не вот этот пласт, то остальное на массу точно пойдет, это может немножечко притормозить. Повторяю, это мое личное ощущение, может, не очень верное. Зато выписывание с хорошим знанием среды - есть. Хорошо и то, что автор не филолог. Курт Воннегут говорил издателю - за писателем не ходите на филфаки, идите за писателем в техническую среду, в медицинскую… Потому что писатель должен знать что-то, кроме литературы. У Эмиля Золя романы происходят в разной среде…
Если о деталях - у меня нет претензий к вашему роману, Галина Александровна. Это я о первой половине романа… Я ведь тоже люблю становиться в позу редактора, и есть вещи, которые меня затронули. Из минометов самолеты не сбивают. Это такой вид вооружения, который для этого не предназначен. Вам это говорит минометчик бывший. Я командовал минометным взвордом, калибр орудия лоудия сто шестьдесят миллиметров…(Аплодисменты в зале.) Даже у Льва Толстого такое бывало. Ну, может, поправите в переиздании.
Мне кажется, это роман не о семье. Хотя семья там есть, все это есть. Роман о более значительной, о более глубокой, и более страшной вещи. Роман о противостоянии мужчины и женщины. Вечном. Там разные варианты - и с хорошей стороны, и с плохой. Давайте проверим. Исток европейской литературы. «Илиада», она о чем? Как Парис похитил Елену и как греки отправились к стенам Трои. Прекрасная Брисеида, Ахилл говорит - отдайте мне, Агагемнон - мне…Не получишь. А я воевать не пойду… И в шатер. «Одиссея» - Одиссей возвращается домой через десять лет и попасть не может. Подозревает, что она его не любит. Дикое избиение соперников - что тебе надо, она всем отказала! Есть такая вещь - Пенелопа и Одиссей ненавидят друг друга. Перечитайте «Войну и мир», «Идиота» - вы это не найдете? Посмотрите «Тихий Дон»: революция, гражданская война, но всегда будут Григорий Мелихов, Аксинья, Наталья. Это конфликт, о котором стоит думать, это смыслообразующая история человечества. У мужчин и женщин разные цели… Столкновения их - наша жизнь. Когда читаешь женскую прозу - а я не назвал бы так произведения Щекиной, это что-то другое. Так вот, когда читаешь женскую прозу, то видишь, там есть этот конфликт мужчины и женщины. Прямым текстом или подтекстом - какие мужики гадкие. В романе «Несвадебный марш» - такого нет. Там есть понимание мужиков.
Людмила Якушева: Поставили на пьедестал, Сергей Юрьевич!
Сергей Баранов: Я с самого начала сказал о своем мнении. И подозреваю: вся мировая литература об этом. Это есть жизнь.(Аплодисменты.)
Татьяна Андреева: Недавно ученые обнаружили, что мужчины и женщины - разные виды хомо сапиенс.
Сергей Баранов: И еще одно. Вчера был на вечере, посвященном Ольге Фокиной. Нормально, хорошо организованный вечер. Тот, кто был со мной, говорит: «Нет никого из Союза российских писателей». Можно как угодно к этому относиться, но Ольга Фокина - это Ольга Фокина, фигура общероссийского масштаба. Кто-то любит ее стихи, кто-то не очень любит, но это громадное культурное событие нашей жизни. Мне нравится то, что происходит здесь сегодня - тесно, жарко, откровенные разговоры, живое обсуждение очень достойного романа Щекиной, но оно могло быть иного масштаба, несколько сотен людей, например, и на проходах должны были стоять, потому что это действительно большое событие. Но я не вижу ни одного представителя Союза писателей России. Это печальная штука из жизни Вологды и вообще нашей культурной жизни.
И последнее - раскручивать теперь надо. К сожалению, оно само собой ничего не делается. И этот роман, и все творчество Галины Щекиной достойны, чтобы их раскручивали. Как-то доводил до читателя. Татьяна Александровна (Т.А. Андреевой), я уже в нескольких аудиториях вспоминал ваш рассказ о женщинах, преподавателях литературы. которые каждый год отмечают день рождения Лермонтова, нарядные, идут в кафе или ресторан. (О рассказе Т. Андреевой «День рожденья Лермонтова».) К ним подходят молодые люди, газовики: «Можно ли рядом посидеть»?
Такие состоятельные. «А что вы здесь отмечаете? - День рождения Лермонтова». И тут молодые люди, газовики встали и ушли. Понимаете, это симптом интересный и страшноватый. К женщинам можно относиться как к чудачкам, но это тоже культурный факт. Как и это обсуждение сегодня.
(Подробнее на
https://www.proza.ru/2017/10/17/1325 )
роман здесь https://www.directmedia.ru/book_470752_nesvadebnyiy_marsh/