Прежде чем ответить на этот вопрос, задам другой: «А что нужно делать, чтобы научиться плавать?»
- Заметьте, страх воды есть у многих людей, так же, как и страх публичных выступлений.
Есть люди, которые научились плавать.
- И уже воды боятся меньше, или совсем не боятся. Есть люди, которые так и не научились плавать.
Так как же учатся плавать?
- Я привожу этот пример специально, потому что обучение риторики похоже на обучение плаванью.
Чтобы научиться плавать - нужны соответствующие условия: вода, небольшая глубина, чтобы не бояться утонуть, и желание. Конечно же, есть любители забросить ученика сразу на глубину: захочет выжить - выплывет. Но такой экстрим может научить выступать плавать, а может еще больше испугать ученика.
На небольшой глубине можно отрабатывать отдельно движения руками.
- Кому небольшая глубина - по пояс, кому - по колено.
Потом движения руками. При поддержке тренера. Важно - просто лечь на воду и почувствовать, что вода держит, пусть немного, но держит сама. И достаточно нескольких гребков руками или ногами, чтобы поддерживать себя в воде.
- Когда же человек посчитает, что уже поплыл? - Тот момент, когда его уже никто не держит, и нет под ногами дна, он сам себя держит. Этот момент и есть первое ощущение: «Поплыл!». Далее первый навык закрепляют. Сначала заплыв на один метр. Потом десять. Потом…
Чтобы улучшить навык - добавляют новые упражнения. Оттачивают технику.
Так же и с публичными выступлениями.
Рекомендуем обучение онлайн публичным выступлениям с профессиональным тренером. Сначала нужна «небольшая глубина» - несколько человек аудитории, в дружеской обстановке. Перед этими людьми - первые «заплывы»: короткие выступления. Отдельно отрабатывать зрительный контакт, отдельно паузы, отдельно жесты. Потом все соединяется в одну речь.
- Лучшим «бассейном» является тренинг.
Сначала речь перед одним человеком, потом перед двумя-тремя. Позже - перед группой в 10 человек. При такой тренировке страх выступлений минимальный. Волнение небольшое, хоть и присутствует.
- Волнение уменьшается, а уверенность увеличивается.
Спустя врямя, обычный ученик становится оратором. Его выступления становятся все более уверенными. Отдельные техники (взгляд, паузы, интонации) отрабатываются в парах, попеременно, где каждый выступает и тренером, и учеником.
Спустя время, уже освоив все техники, уверенно держась «на воде мелкого бассейна» - можно выплывать на «большую глубину». Но и там сначала «не заплывать за буйки».
Итак, обучение публичным выступлениям - подобно обучению плаванию.
- Только очень важно подобрать для этого хорошего тренера и доброжелательную тренинговую группу.
Originally published at
Школа ораторского искусства. Please leave any
comments there.