р. Поль, ноябрь-2021. Недоотчёт.

Jul 12, 2024 15:26


Опять давно не пишу в ЖЖ. Штош. Надо прекращать прокрастинировать и возрождать этот формат самовыражения :) Мне он нравится значительно больше «шаринга мемасиков» и всего такого прочего.

Давно собирался написать отчёт о первом в моей жизни неудачном, закончившимся травмой, походе.  Надо бы назвать его, «Ода человеческой глупости», конкретно - моей. И надо же, случайно потер бэкап фотоархива. Так что, будет всего несколько фоток, сохранившихся в ФБ.

Итак, было начало ноября 2021 года.

Так сложилось, что походы после 2016 года несколько раз вставали  на паузу. Стоят на ней и сейчас.  Сначала личные трагические обстоятельства сделали их невозможными, «в пампасы» я сумел выбраться - так, чтоб было время и душевные силы - только зимой 2019.  Осенью 2019 я сломал руку - шел на работу, «поскользнулся, упал, закрытый перелом». 2020 год, год ковида, прошел в строительных делах, из интересных трипов была только замечательная однодневная велопоездка от Перхурово к Шестимирово, проведав места, где катался на лыжах в походе зимы 2019, чтоб сложилась лучше картинка об этих местах, но к сожалению, бекап этих фото также случайно уничтожил.

Осенью 22-зимой 23 походы отложились из-за «спинных» проблем - удивительно, неудачная, неподходящая моей анатомии конструкция крайне хайтечно выглядящего офисного стула - а в офис я хожу всего 1-2 раза в неделю - за эти 1-2 дня в неделю привела к непроходящим болям в спине, отдающим в руку, от которых массаж и медицинские процедуры помогали совсем ненадолго. Потребовалось месяца 4, чтоб разобраться, в чем дело, а в 2023 год несколько  выходных ушло на разборку обоих моих уже снесенных властями гаражей.

Ну и плюс - эти годы я работаю на интереснейшей (хоть и временами нервной) работе, но иногда занимает значительно больше, чем рабочее время - просто потому, что не можешь остановиться.

А этой весной наконец сделал коррекцию зрения, о которой напишу отдельно, при этом уже не попадал в удивительно короткое, не смотря на огромное количество снега, паводковое окно - но, надо расставлять приоритеты! Дальше откладывать починку глаз было невозможно!

Ладно, хватит оправдываться, перейдем непосредственно к путешествию.

...Исходные данные были таковы.

Река Поль (не путать с Полей)  - приток реки Бужа, бассейна Оки. Она течет с севера на юг, во владимирской области, по территории нацпарка Мещера. Почти лишена населенки. Это обещало замечательные места, разнообразный пейзаж, и болота, и сухие сосновые леса. Летом, как  и все реки такого масштаба, мелеет, почти пересыхает.  Ну и плюс - логистически удобное для меня расположение.





Успели пройти осенние дожди, и я рассчитывал если не на паводок, то на принципиальную  проходимость, даже если потребуется относительно много таскать. Расстояние не столь большое, и я рассчитывал за 2-3 дня дойти от Труфаново до железнодорожного моста в районе Тасино, это километров 45. Если пойдет быстро - то за два, если медленно - то за три.  Риск - только промудохаться на завалах и потратить лишний день. Как мне казалось.

Начался поход сумасшедшей гонкой в 5 утра от дачи, вернее, моего загородного дома, около 60км до железнодорожной станции Черусти. 140км/ч, визг резины в поворотах,  не надо так. Что-то я забыл с утра и не мог найти дома, но, к счастью, успел, да и ритм движения для меня такой - не редкость.

... Электричка ранним осенним утром, в 6:30 вызывала однозначную ассоциацию с призрачным поездом на станцию «Дно болота» из «Унесенных призраками» Миядзаки - очень люблю этот мультфильм, и настраивала на лирическо-романтический лад.

Лодку я взял с собой Гарпун 3.6. На открытых участках она весьма быстра, но при этом достаточно остойчива для обносов-проводок. Рюкзак не брал, упаковал спальник, палатку, кухню (горелку Firemaple FMS F-5, титановый котелок, набор концентратов, и традиционного гречка+тушенка) в 80л гермобэг. Байдарка Гарпун 3.6 упаковывается как «маленький таймень», в две маленькие упаковки, шкура + пенал, и возможно, взять полноценный рюкзак было бы лучшим решением - ее можно просто развесить по бокам рюкзака. Но учитывая, что заброска была почти без пешкаруса, а рюкзак с «анатомией» - весьма мешающая в водном походе штука, решил пожертвовать удобством переноски: гермобэг за спину, 14кг лодка - на ремне через плечо.

От Нечаевской до дороги на Гусь-Хрустальный около 2км пешком, и конечно, с неудобным драйбэгом и лодкой через плечо, это была не самая приятная прогулка, какой должна была бы стать и прогулка от железнодорожного моста до Тасино при выброске. В Гусе купил питьевой воды и «карманного питания», вызвал Яндекс такси, и зажигательная дама на ВАЗ-2110 отвезла меня к поляне заброски.



Здесь я успокоился - широкие плесы, вода явно есть! Лодка собралась легко, очень удобно загрузилась. У меня был, собственно, гермобэг, который в  чистом виде ушел за спину, и маленькая коническая гермочка, не помню, куда я ее дел, в нос ли, в корму ли, чтоб укоротить гермобэг, а может и вообще не доставал. Пятилитровка воды тоже «куда-то» делась. Остался только коврик-пенка.

Кстати, Гарпун 3.6 - отличная лодка. Но все равно немного «не моя», так что если кто хочет купить в идеальном состоянии, после двух выходов на воду - покатушек и недопоходика -  велкам! «Не моя» - не значит плохая. Абсолютное большинство проходящих через меня лодок - «не мои», по байдаркам  «мои вкусы необычны», и что ни куплю - возвращаюсь к Щуке:-)

...Это должен был быть первый полноценный поход этой лодке. И до моста автодороги Гусь-Хрустальный - Уршельский, в целом, идти было очень хорошо. Широкие плесы соединялись быстрыми протоками, кое-где с почти «шиверами» поверх бобровой деятельности, идти было легко и приятно.  Штош, раз бобрячие препятствия сокрыты под водой - можно быть уверенным, что и дальше будет все хорошо!



Первая серьезная проводка под низко лежащим бревном случилась километров через 7, перед мостом автодороги Гусь-Хрустальный - Уршельский, и я уже настроился, что поход будет легким и приятным.

Хрен там.

Дальше начались сплошные, раз в 200 метров, завалы.  Проводки, обносы, обносы, проводки. Часто с жутко неудобными берегами. Скорость снизилась буквально до 1км/ч. И вот, пройдя от старта в сумме километров 12, очередной завал, вытаскиваю лодку на «бобровую» полянку, иду разведать обнос, и проваливаюсь ногой между веток, где думал, земля, а оказалось, следы бобровой деятельности. Нога неестественно выгибается наружу, поперек плоскости движения коленного сустава. Боль поначалу была даже не очень сильной, только понимание, что без повреждений нога так выгнуться не может.

И вот тут немного психологии. Есть  известная мотоциклетная темка, на адреналине после аварии мотоциклист даже тяжелых травм может не заметить.  Поэтому есть правило - после падения - полежать немного, осознать повреждения, возможные травмы. Что ж, я вытянул ногу и уложил ее прямо, полежал немного, встал, идти вроде могу и....

Обнес завал, сел в лодку, и пошел дальше!

Однако, вскоре травма стала проявляться. Колено отекло, нога могла ходить, но посадка-высадка стала болезненной.

Я встречал по левому берегу удобные места для стоянок, но упорно - с той же, околонулевой скоростью, шел дальше! Когда начало темнеть, попалась большая поляна, со столом, навесом.



Вероятно, вот эта: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.583487&lon=40.388446&z=15&show=/37221364/ru/%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BE%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0  . Пройдя сотню метров ниже, я понял, что нужно вставать на ночлег, дальше идти - не то что авантюра, а глупость. Хотя пройдено всего 13-14км, что не подходит даже «трехдневного» варианта, при том, что первые 6-7км я «пролетел» по плесам и быстринам.

Здесь красивая местность:



На поляне начал оценивать свое состояние. Оказалось, я могу ходить прямо, но при малейшем движении в бок, нога начинает болеть. Здесь надо сделать ещё одну ремарку. Существует большое заблуждение о переломах, что это, мол, сильная боль, невозможность двигаться. Ничего подобного. Сломав в 2019 руку - первую пястную кость -  я только через день отправился в травмпункт, и то делал это с угрызениями совести, что вдруг из-за меня не успеют принять человека с переломом. Вечером после перелома я таскал сумки из ашана. Боли сильной не было, был сильный отек и полная  невозможность подвижности в определенной плоскости. Я мог поднять тяжесть, но не мог ничего достать из кармана. Таскал сумки из Ашана без всякой болезненности, но не мог держать этой рукой мобильник. Увы, некоторые ограничения подвижности сустава, возле которого был перелом, я чувствую до сих пор, как и встроенный в руку барометр, позволяющий предсказывать погоду!

Что ж, ничему дурака жизнь не учит. Поужинав, я отошел на 2-3 км от лагеря, позвонить по телефону. Спать, конечно, было тяжело - боль вызывало любое шевеление.

Утром готовлю себе еду, чай, на любимой китайской горелочке FMS F-5.



... И затем - ничему жизнь не учит - совершаю 15км прогулку  в направлении «экотропы»- все так же, совсем если прямо-прямо, то идти могу, чуть поворачиваешь - резкая боль.  Места замечательные, сюда обязательно надо приехать как-то для того, чтоб день гулять.

Собираю лодку, встаю на воду, и иду дальше.

Но через примерно километр и пару завалов с проводками, упираясь в глухой завал, понимаю - не дойду.  Нельзя мне никуда идти, и мозгов у меня совсем нет. Вообще. Как я догадался идти куда-то дальше? Любые движения, связанные с посадкой-высадкой кажутся почти невозможными, а оснований полагать, что характер реки изменится в следующий километр - нет. Даже 3-4 км в таком режиме - нереально для меня.

Разворачиваюсь, с трудом - через быстрины - догребаю до стоянки, теперь уже ясно, что вариантов нет, что надо сниматься. От стоянки есть грунтовка до автодороги на Гусь-Хрустальный, около трех километров. На стоянке - телефоны администрации нацпарка. Можно попробовать дотащить шмурдяк до дороги (постфактум понимаю, нести несимметричный груз в этой ситуации было связано с риском доломать колено) . Если не получится - дойти до зоны приема, попросить вызвать такси, которое сюда доедет.

Что ж, не смотря на то невероятное количество глупостей, которое я сделал в том походе - судьба ко мне благосклонна. Вскоре по грунтовке приезжает мужик, «пару часиков покидать спиннинг» - на обычной пузотерке. Я отдыхаю, сушу лодку, пью чай, мужик ловит рыбу, и затем довозит меня до автостанции в Гусе, где я вызываю такси непосредственно до Нечаевской, и на электричке возвращаюсь в Черусти, к своей машине.

По дороге домой, характер травмы продолжает определяться. Я могу идти, но сложности вызывает малейшее давление вне продольной плоскости. Например, проблематично просто сесть за руль и вылезти из-за руля.

День или два я отлеживаюсь, не помню, что там по датам, кажется, это были длинные выходные, и кажется, я брал один отгул перед ними, в местный травмпункт ехать как-то стремно, и возможно правильно, и  в первый рабочий день еду в Москву к травматологу по ДМС. Что ж, отделался малой кровью - частичный разрыв левой внутренней боковой связки. Но лечиться пришлось долго, фактически, несколько месяцев - учитывая общее изношенное состояние «спортивных колен», и недешево - каждый из трех уколов гиалуронки стоил не менее десятки за препарат, к счастью, сами процедуры покрывались страховкой. Однако, к весне боли полностью прекратились.

... Короче. Я - счастливчик. При таком объеме глупостей, сделанных за два дня, я умудрился всё-таки ничего не сломать. Судьба погрозила кулаком, но не стала предпринимать действий, травма была очень неприятной, я долго прихрамывал, зима прошла, очевидно, без лыж, но сейчас я даже и не вспомню сразу, какая нога была повреждена. Это хороший урок на будущее.

Мои ошибки очевидны.

- Если после воздействия - удара, и т.д., часть тела отекает - надо предполагать перелом и действовать исходя из этого. Все так, болей может поначалу и не быть, а конечность может быть покалеченной навсегда, если ошибиться. Это мне сказала массажистка, которая меня лечила по спине в 2023.

- После травмы надо было сразу готовиться к выброске. Не пытаться идти дальше. Впрочем, тут, что называется, «бабушка надвое сказала», я , конечно, мог вылезти ближе к цивилизации на км-полтора, чем в точке ночевки и схода с маршрута, но зато я ничего не носил, а появился ли бы рыбак на какой-нибудь из предыдущих стоянок? Не пришло ли мне бы в голову идти под грузом до большой дороги?

- Нельзя было и пытаться встать на воду на следующий день. Даже если бы река была дальше без единого завала, я рисковал дорвать связку, если б пошел под грузом - несимметричным - 3км от моста до Тасино. Наверное, не стоило и ходить с болью в ноге по экотропе.

- Наверное, поняв, что на реке - жопа в плане прохождения - не стоило рвать когти ещё до травмы. Идти до хорошей стоянки, спокойно, без спешки, может и не травмировался бы, на следующий день - весь день гулять, а вечером - выбрасываться и домой. Или даже не вечером, а на послеследующий.

- Слушать всех, кто говорил, что там очень тяжело кроме высокого весеннего паводка.

И немного о маршруте. Сами места в нацпарке - замечательные. От стоянки можно пройтись ~15км экотропой, примерно до слияния Поли и Бужи. Но сама Поль комфортно проходима только в хороший паводок. Небольшой осенний подъем воды не канает.

Наверное, туда имеет смысл приехать на велосипеде. Со стороны станции Нечаевская - это около 30км, со стороны Рошаля-Уршельского уже за 50, но явно много интереснее. На мотоцикле с минимальной способностью ездить по грунтовкам - лютый эндуро не требуется - интереснее со стороны Рошаля.  Можно прям из Москвы, 120-140км по асфальту горьковского шоссе, и далее 80+ - лесные грунтовки и немножечко асфальта.
Previous post
Up