В нашем поведении и выборе приоритетов огромную роль играет среда. Если ребенок растет в в общине, где ценится образование, давление среды заставляет его учиться, чтобы не отставать от сверстников и не подвергаться насмешкам. Поучителен в этом отношении пример некоторых этнических групп.
В самой нищей еврейской семье слово “книга” произносится со священным трепетом, детей с утра до ночи понукают учиться и учиться, образование рассматривается как высшая ценность, как самая верная гарантия жизненного успеха. Неудивительно, что где бы евреи ни получали равные возможности, они повсюду молниеносно становятся на ноги и на протяжении всего одного-двух поколений образуют костяк отечественной интеллигенции.
Точно такая же картина и у китайцев, которым конфуцианство тысячелетиями прививало глубокое уважение к знаниям и неукротимую тягу к образованию. Более того, китайские дети знают, что на них возложена огромная ответственность: плохая успеваемость - позор для всей семьи, которая стоит в центре их мироздания. Стоит ли удивляться тому, что китайские студенты занимаются буквально с остервенением, и мало кто из одноклассников в состоянии выдержать с ними конкуренцию.
А вот в негритянском гетто ситуация совершенно иная, давление среды там имеет прямо противоположный вектор. Дети с самого раннего возраста знают, что учиться - стыдно, что хорошая успеваемость в школе - символ расового предательства, а книга в руках - признак того, что ее владелец - “орео” ( черное снаружи, белое внутри печенье - так презрительно называют негры соплеменников, стремящихся вырваться из своей среды). Тянущемуся к знаниям негритянскому подростку приходится заниматься скрытно, прячась от сверстников, чтобы избежать насмешек с их стороны.
http://ru-crazy-news.livejournal.com/37806.html#cutid1