http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0240.shtml Кому лень читать, вот тут краткое содержание.
http://briefly.ru/tolstoi/krejcerova_sonata/ Но вообще самое важное в "Крейцеровой сонате" - как раз рассуждения
убийцы своей жены Позднышева, которого Толстой сделал рупором своих
идей об отношениях мужчины и женщины. И если бы понимали люди,
КАК Толстой прав, было бы намного меньше таких вот историй.
<<У нас люди женятся, не видя в браке ничего, кроме
совокупления, и выходитили обман, или насилие. Когда
обман, то это легче переносится. Муж и жена только
обманывают людей, что они в единобрачии, а живут в
многоженствеи в многомужестве. Это скверно, но еще идет;
но когда, как это чаще всего бывает,муж и жена приняли
на себя внешнее обязательство жить вместе всю жизнь и со
второго месяца уж ненавидят друг друга, желают разойтись
и все-таки живут, тогда это выходит тот страшный ад, от
которого спиваются, стреляются, убивают и отравляют себя
и друг друга...>>
<<Разврат ведь не в чем-нибудь физическом, ведь никакое
безобразие физическое не разврат; а разврат, истинный
разврат именно в освобождении себя от нравственных
отношений к женщине, с которой входишь в физическое
общение. А это-то освобождение я и ставил себе в заслугу>>.
<<А быть блудником есть физическое состояние, подобное
состоянию морфинист,пьяницы, курильщика. Как морфинист,
пьяница, курильщик уже не нормальный человек, так и
человек, познавший нескольких женщин для своего удовольствия,
уже не нормальный, а испорченный навсегда человек - блудник.
Как пьяницу и морфиниста можно узнать тотчас же по лицу, по
приемам, точно так же и блудника. Блудник может воздерживаться,
бороться; но простого, ясного, чистого отношения к женщине,
братского, у него уже никогда не будет. По тому, как он
взглянет, оглядит молодую женщину, сейчас можно узнать блудника.>>
<<Ведь мы, мужчины, только не знаем, и не знаем
потому, что не хотим знать, женщины же знают очень
хорошо, что самая возвышенная, поэтическая,
как мы ее называем, любовь зависит не от нравственных
достоинств, а от физической близости и притом прически,
цвета, покроя платья. Скажите опытной кокетке, задавшей
себе задачу пленить человека, чем она скорее
хочет рисковать: тем, чтобы быть в присутствии того,
кого она прельщает, изобличенной во лжи, жестокости,
даже распутстве, или тем, чтобы показаться при нем
в дурно сшитом и некрасивом платье, - всякая всегда
предпочтет первое. Она знает, что наш брат все врет
о высоких чувствах - ему нужно только тело, и потому
он простит все гадости, а уродливого, безвкусного,
дурного тона костюма не простит. Кокетка знает это
сознательно, но всякая невинная девушка знает это
бессознательно, как знают это животные>>
<<совершенно справедливо то, что женщина доведена
до самой низкой степени унижения, с другой стороны
- что она властвует. Точно так же как евреи, как они своей
денежной властью отплачивают за свое угнетение,
так и женщины. "А, вы хотите, чтобы мы были только торговцы.
Хорошо, мы, торговцы, завладеем вами",- говорят евреи.
"А, вы хотите, чтобы мы были только предмет чувственности,
хорошо, мы, как предмет чувственности, и поработим
вас",-говорят женщины. Не в том отсутствие прав женщины,
что она не может вотировать или быть судьей - заниматься
этими делами не составляет никаких прав,- а в том, чтобы
в половом общении быть равной мужчине, иметь право
пользоваться мужчиной и воздерживаться от него по своему
желанию, по своему желанию избирать мужчину, а не быть
избираемой. Вы говорите, что это безобразно. Хорошо.
Тогда чтоб и мужчина не имел этих прав. Теперь же
женщина лишена того права, которое имеет мужчина.
И вот, чтоб возместить это право, она действует на чувственность
мужчины, через чувственность покоряетего так, что он только
формально выбирает, а в действительности выбирает она.
А раз овладев этим средством, она уже злоупотребляет
им и приобретает страшную власть над людьми>>