Принятие православия на Руси было подготовлено за сто с лишним лет до князя Владимира, и процесс этот был ненасильственным, заявил заведующий кафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей Светозарский.
"Начну с того, что все обвинения в насильственном крещении сводятся, по сути, к одному эпизоду - крещению Новгорода. Сведения об этом содержатся только в Иоакимовской летописи. Источник этот довольно поздний, датировка его затруднена, и у ряда исследователей есть сомнения в его подлинности", - заявил профессор в интервью, опубликованном в августовском номере журнала "Фома".
Согласно этой летописи, князь Владимир направил в Новгород своего дядю Добрыню для того, чтобы крестить Новгородскую землю. Тот встретил сопротивление, но тем не менее своего добился: в результате военной операции новгородцы сдались и попросили себе крещение.
В летописи также упоминается новгородская церковь Преображения Господня, вокруг которой сложился христианский приход.
"То есть получается, что еще до массового крещения новгородцев в городе уже были христиане, были православные храмы. Так что если вообще доверять Иоакимовской летописи, то приходится признать, что проповедь православия не явилась для Новгорода чем-то совершенно новым, поскольку там уже была почва для принятия новой веры", - заявил А.Светозарский.
По его словам, "за сто с лишним лет до князя Владимира, в IX веке, уже состоялось так называемое первое Крещение Руси. То есть к концу X века на Руси уже жили христиане, уже были церкви, христианское вероучение не воспринималось как что-то абсолютно новое и чуждое. Особенно если говорить о южнорусских землях".
"Так что в целом русские люди крестились охотно. Не было ни массовых выступлений, ни какой-то подпольной борьбы", - отметил историк.
Еще одна причина, по которой наши предки легко приняли крещение, заключается в том, что славянское язычество было "неконкурентоспособно". Типологически оно, по мнению А.Светозарского, было близко к скандинавскому, но находилось только в начале своего становления - не было ни священных книг, ни оформившегося культа.
Тем не менее, продолжил профессор, нельзя сказать, что с появлением христианства язычество безвозвратно ушло. Пресловутая "народная культура", существовавшая на протяжении многих веков параллельно с христианством, впитала в себя множество языческих элементов. Даже в нынешнее время эти языческие элементы порой проявляются.
Другой причиной, по которой христианство на Руси не встретило активного сопротивления, было то, что "богослужение велось на понятном народу языке - в отличие от латинского обряда в Польше и Поморье".
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=31445 Википедия:
Считается вполне установленным фактом
[12][13][14][15], что князья
Аскольд и
Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от
Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским
Патриахом Фотием в начале или средине
860-х, вскоре после
похода россов на Константинополь в 860 году. В конце
IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.
Крещение Ольги в Царьграде. Миниатюра из
Радзивилловской летописиХристианкой была супруга князя
Игоря, бабка князя Владимира Святого,
княгиня Ольга (†
11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею
крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям
[16], что она крестилась в
Константинополе в
957 году. Достоверные сведения о приёме императором
Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать
[17], что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её
духовника. (См. также в статье
Княгиня Ольга).
Согласно
В. Н. Татищеву (на основе спорной
Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (
972-
978 или
980)
Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата
Владимира Святого.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру прелагались, в частности,
ислам из
Волжской Булгарии,
иудаизм от
хазар и
латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.