Шеймус Мерфи называет фотографию "наполовину историей, а наполовину - магией". Такое краткое описание может послужить заглавием всему архиву его работ, ведь творчество Мерфи отличается особой проникновенностью. Родом из Ирландии, фотограф долгое время снимал на Ближнем Востоке, в Европе, в России и на Дальнем Востоке, в странах Африки, в Северной и Южной Америке, и является шестикратным призером World Press Awards. Работы Мерфи охватывают года и континенты, но мы решили сконцентрироваться на теме, которая практически полностью поглотила его в последние годы - это Афганистан, а также рассказать о его проекте о России.
Впечатляющая коллекция черно-белых фотографий рассказывает историю афганского народа, которому удалось сохранить сильную, яркую культуру вопреки непрерывным бедствиям.
Я начал фотографировать после того, как закончил колледж в Ирландии и переехал в Сан-Франциско. Что бы вам ни говорили, Америка всегда имела и по-прежнему имеет огромное влияние на нас, неамериканцев. Она казалось иным миром, убежищем, далеким берегом, и к чёрту традиции. Место, где вполне уместно то, что нецензурно у нас, и где у людей хватило остроумия, денег, юмора и крутизны, чтобы снять "Напряги извилины" и "The Beverly Hillbillies". Я по-прежнему верный последователь сержанта Билко. Осознание того, что все намного сложнее, чем это могло казаться мне ребенком, пришло с появлением личных расходов: я стал понимать, что за забавы приходится платить и для самих американцев все было совсем не так весело.
С самого начала я тяготел к черно-белой фотографии и к возможности контролировать процесс. Сейчас, конечно, можно сканировать или снимать на цифру, и мы сами выбираем - но тогда для меня все происходило именно так. В то время часто устраивались гараж-сейлы и барахолки, и всегда оказывалось, что у людей какие-то невообразимые запасы потрясающих книг по фотографии: может они их продавали, чтобы избавиться от прошлого, одному богу известно, но я их скупал по 1-2 доллара за пачку.
Почему именно Афганистан? В 1994 году меня отправили туда по заданию. Впрочем, "отправили" - не совсем верное слово. Мы с моим другом-писателем предложили идею нашей поездки в Афганистан лондонской газете the Observer, и они согласились. Эта война была забыта, но я читал, что там по-прежнему убивают людей, и люди гибнут там чаще, чем во всем мире. Туда было невероятно сложно пробраться, и единственный способ попасть в Афганистан лежал через неправительственную организацию. Мы сумели договориться с CARE International.
Два года спустя, в феврале 1996, я опять вернулся туда - Герат был только что захвачен Талибаном, и дело принимало серьезный оборот. Я был на задании с журналистом Энтони Лойдом, с которым мы познакомились в аэропорту и впоследствии много работали вместе - и в Афганистане, и в других странах мира. Он написал послесловие к моей книге, и он отличный товарищ. Когда в октябре 1996 Талибан захватил Кабул, мы снова вернулись, и мне кажется, так началась неразрывная связь с Афганистаном.
Нет, мне не странно испытывать привязанность к Афганистану, потому что он никогда не казался мне чужим. Думаю, дело в ирландском духе: мы путешественники, и легко находим общий язык. Исторически так сложилось, что нам эти качества были жизненно необходимы - чтобы выжить, и при британских властях только так мы могли сохранить мир и уважение. Нет ни одного места в мире, где не побывал бы ирландец, который успел покорить или обобрать весь город. Должен отметить, что у афганцев похожее отношение к жизни. Как и ирландцы, они ведут себя уважительно, но за спиной у тебя говорят, что им вздумается. Они любят петь и смеяться, и им не чужда поэзия. И если сравнивать отношение к своим истокам, то афганцы особенно похожи на население западной части Ирландии
В конце концов, все равно это все фотография - черно-белая она или цветная, пленка или цифра. Если ты сделаешь выбор для себя - отлично, и это твое решение. Мне всегда смешно на людей, которые начинают сравнивать и говорить, что одно лучше другого - вроде как правдивее, этичнее, и ты сам от этого становишься лучше. Каждый период времени развенчивает догмы, и это прежде всего касается самооценки и тщеславия.
У Мерфи очень личное восприятие конфликта в Афганистане, направленное на человеческий фактор, нежели на механизмы войны. Он представлен агентством VII, но при этом предпочитает работать независимо, как поступают многие фотографы с 2003 года: По Афганистану я предпочитаю перемещаться на маленьком автомобиле - универсальной "Королле" - которая смотрится по-свойски в этих краях. Более крупные машины мешают работе и привлекают слишком много внимания. Моя последняя поездка в Афганистан была в мае-июне 2009 года, и мне велели не совершать по Кабулу перемещений без охраны, не говоря уже о Шамали и Нангархаре, где было слишком опасно, и я несколько ночей провел и деревнях, так что паранойя дает о себе знать. Если ты работаешь на организацию, то ты связан ее правилами, и выбирать не приходится, из-за чего многие упускают лучшие моменты в ходе поездки в Афганистан - а это общение непосредственно с афганцами.
Шеймус рассказывает о проекте, который снял в России на Дальнем Востоке так: На самом деле, это было задание от журнала Dispatches, но эту съемку мне дали потому, что оно было похожа на мой личный проект об Америке, над которым я работаю до сих пор. Гари Найт, который был основателем и арт-директором журнала, увидел часть того проекта и его заинтересовало, как я могу снять Дальний Восток в России.
Но, конечно, Россия отличается от Америки и это сказалось на работе, основой которой стали мои впечатления от поездки. В общей сложности, я провел там 5 недель. Однако, за одну из них я не снял ничего потому, что потратил это время на общение с властями, пытаясь получить доступ к съемке работы на нефтяных скважинах и золодобыче, который они мне, конечно, не хотели давать.
Я знал, что журнал планирует отдать под эту съемку более 50 страниц и поэтому ощущал довольно серьезную ответственность. По сути дела, то, что ошибочно называется “стрит фотографией”, заключается в постоянном процессе выискивания и охоты на фотографии. Это означает многочасовые прогулки и поиск ситуаций, и все это время нужно быть готовым быстро среагировать и снять то, что вы обнаружите. Это может быть по настоящему изнурительным процессом!
Публичные лекции фотографов победителей World Press Photo 2011 Джоди Бибер (Южная Африка) и Шеймуса Мерфи (Ирландия) пройдут в рамках образовательной программы Фонда «Объективная реальность» [OR]EDU в дни проведения выставки победителей всемирного конкурса фотожурналистики World Press Photo.
Aдрес: Москва, Институт Медиа, Архитектуры и Дизайна «Стрелка»
Берсеневская наб., 14, строение 5
10 июня 2011 года c 18.00 до 22.00
Вход свободный по предварительной регистрации
http://wpp.objectivereality.org/rus/lectures/