Здравствуйте!
"Что будет с гривной?". Вопрос актуальный для каждого украинца. Для формирования взвешенного мнения о возможностях роста или снижения курса, необходимо четко понимать основные факторы, влияющие на изменение цен на внутреннем валютном рынке Украины.
Факторы, влияющие на стоимость гривны по отношению к доллару США, можно условно разделить на внешние и внутренние. К первой группе относятся курсовые изменения американской валюты на мировых рынках против корзины валют и золота, то есть ее относительная стоимость. Внешние факторы и их влияние на курсовую стоимость доллара по отношению к гривне являются второстепенными. Это связано с тем, что на нашем рынке курс USDUAH в большей степени определяется политикой НБУ и изменениями баланса спроса/предложения на доллар США на внутреннем рынке Украины, чем политикой внешних Центробанков.
Для того чтобы понять, есть ли у нашего Центрального банка возможность удерживать курс национальной валюты на текущих отметках, посмотрим на статистику изменения ключевых экономических показателей Украины в 2012 году, которые исторически хорошо зарекомендовали себя в качестве индикаторов возможного роста/снижения цен на валютном рынке. К таким показателям относятся:
- Золотовалютные резервы
- Платежный и торговый балансы
- Государственный долг страны по отношению к ВВП
- Дефицит бюджета
Первый показатель - золотовалютные резервы. Это, пожалуй, один из основных рычагов НБУ, при помощи которого регулируется курс гривны. Если золотовалютные резервы значительно сокращаются, центральный банк теряет возможность жестко контролировать курс национальной валюты, что создает простор для возможных значительных изменений ее курсовой стоимости. Если Центробанк на фоне снижения золотовалютных резервов продолжает активно печатать валюту, открывается простор для девальвации. Кроме этого, ухудшаются возможности снижения госдолга страны за счет внутренних источников.
Резервы НБУ в течение 2012 года сократились на 22,8%. С 2011 года наблюдается стойкая тенденция снижения этого показателя:
Для справки: перед девальвацией белорусской валюты в 2011 году, золотовалютные резервы центрального банка Белоруссии за год снизились на 11%. Цифры говорят сами за себя. Сокращая золотовалютные резервы, НБУ отнимает у себя один из самых эффективных инструментов регулирования курса национальной валюты.
Второй показатель - платежный баланс. Он показывает отношение сумм платежей, произведенных страной за границей и поступивших в страну в течение того же периода. Показатель включает в себя все валютные поступления и выплаты страны. В Украине с 2010 года наблюдается рост дефицита платежного баланса, что говорит о превышении внешних платежей над поступлениями и сигнализирует об увеличении задолженности перед другими странами. Динамика изменения валютных резервов Украины говорит о том, что дефицит платежного баланса активно гасится за их счет:
Более того, дефицит платежного баланса растет по отношению к ВВП, что увеличивает потребность в иностранной валюте, а также усиливает инфляционные ожидания и риски продолжения роста курса доллара против гривны в среднесрочной перспективе:
Следующий показатель - торговый баланс, или разница между импортом и экспортом. Последние несколько лет наблюдается рост дефицита торгового баланса, то есть за рубежом приобретается товаров больше, чем продается. В первую очередь это связано с нехваткой энергоносителей и газовыми вопросами. Для того чтобы компенсировать негативные последствия дефицита торгового баланса, необходимо увеличивать экспортные возможности Украины, что в текущих условиях невозможно реализовать «одним махом». Для этого нужны долгосрочные экспортные контракты, как с Западом, так и с Востоком. Однобокая внешняя политика наряду с ухудшением экономической обстановки в зоне евро, может лишь усугубить текущую ситуацию. А стабильный дефицит торгового баланса снижает валютные резервы, провоцирует привлечение новых валютных кредитов и, как следствие, усиливает девальвационные процессы:
Следующий показатель, на который необходимо обратить внимание - государственный долг. В 2012 году вырос как внешний, и внутренний долги Украины. В течение 2012 года внутренний долг вырос примерно на 18% за счет привлечения средств в государственные облигации, при этом внешний долг вырос примерно на 3%. Общий объем государственного долга в 2012 году вырос на 8,9%.
Много это или мало? Уровень долга, как правило, оценивается по отношению к ВВП. Это позволяет оценить отношение уровня долга ко всем товарам и услугам, произведенным на территории государства. Это отношение позволяет оценить дефолтные риски. В Украине текущее отношение госдолга к ВВП составляет примерно 36%:
Как показывает опыт, стабильное наращивание государственного долга в долгосрочной перспективе приводит к крайне негативным последствиям. Но в текущих уровнях отношения госдолга к ВВП нашей страны ничего ужасного нет. Для примера, отношение госдолга к ВВП в Греции составляет 170%, в Италии - 120%. Такие значения настораживают и часто являются пред дефолтными. У нас, к счастью, ситуация на порядок более позитивная:
При этом более 70% национального долга номинировано в американском долларе. В 2013 году по внутреннему и внешнему валютному госдолгу должно быть выплачено почти 6 млрд. долларов, что составляет примерно 25% (!) от текущих валютных резервов. График выплат долгов нашей страны подразумевает наибольшие выплаты в июне-июле - примерно 2 млрд. долларов. Это создает дополнительные предпосылки роста курса американской валюты против гривны.
Последний показатель, который я не могу не упомянуть - бюджет. Вернее его дефицит. Как известно, дефицит бюджета - превышение расходов государства над доходами. Постоянный дефицит бюджета, как правило, приводит к росту инфляции, то есть является одним из факторов, определяющих снижение цен на украинскую валюту.
«Дыру в бюджете» проще всего ликвидировать при помощи займов, что и осуществляется сейчас все активнее. Дефицит бюджета в Украине есть, но последние несколько лет он сокращается по отношению к ВВП. Как видно на графике, сокращение происходит не только за счет новых займов, но и за счет роста ВВП, что является пусть небольшой, но, все таки, «ложкой меда» на фоне рассмотренной ранее статистики:
Выводы: Возможности контроля курсовой стоимости гривны со стороны НБУ крайне ограничены. В текущей ситуации центральный банк попросту не имеет возможности активно наращивать золотовалютные резервы. Этому препятствует превышение импорта над экспортом, необходимость значительных валютных выплат по госдолгам в первой половине 2012 года, стабильный дефицит бюджета и рост дефицита платежного баланса Украины по отношению к ВВП. Очень многое зависит от решения МВФ в пользу выдачи новых кредитных траншей. Этот вопрос сейчас является для Украины принципиально важным, поскольку без ввода дополнительных объемов валюты в экономику, валютные резервы будут снижаться слишком быстро. Если в этом случае НБУ будет проводить необеспеченную эмиссию гривны, это приведет к ее быстрой и значительной девальвации.
Кроме этого для стабильности курса национальной валюты, нужен низкий спрос на валюту со стороны населения. Как показывают события конца 2012 года, вербальные интервенции представителей НБУ (я имею в виду слухи о введении налога на покупку валюты) могут существенно влиять на спрос со стороны частных лиц.
Бюджет 2013 года сформирован с учетом среднего курса USDUAH 8.4 грн. По моему мнению, даже в случае реализации самых благоприятных для Украины сценариев, с учетом среднестатистических уровней инфляции последних лет этот курс выглядит слишком оптимистичным. Даже если Украина получит очередной кредитный транш МВФ (НБУ рассчитывает на 10 млрд. долларов США) и будет регулярно гасить внешние и внутренние долги, глобальная картина не меняется и более реалистичным в 2013 году выглядит курс в 9 гривен за доллар. Подобное мнение определяется в первую очередь стабильным дефицитом платежного баланса и снижением золотовалютных резервов Украины. На фоне этих факторов, в случае продолжения попыток НБУ искусственно держать курс доллара на уровне 8.1 гривен мы можем увидеть реализацию белорусского сценария агрессивной девальвации. Попытки удержать курс любой ценой со стороны государства с тающими на глазах валютными резервами - деструктивная по отношению к стабильности национальной валюты мера.
Успехов!