Оптинские проповеди

Dec 29, 2011 02:30


                         МУЖЕСТВО ВОЗВРАЩЕНИЯ

"У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: “отче! Дай мне следующую мне часть имения”. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожкáми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: “Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих”... (Лк., XV, 11-32)

Трудно и почти невозможно было узнать в этом человеке, - голодном, израненном, бесконечно уставшим, рано

состарившимся, - некогда процветавшего, богатого, обласканного жизнью юношу.

Палимый безжалостным солнцем, он возвращался по пыльной, рваной дороге в дом Отца. Палимый своей собственной разбуженной совестью, он омывал слезами пыльные дороги своего сердца.
Помятый жизнью, он возвращался, вернее, бежал из страны, где не поют птицы, где только хрюканье свиней. Где блуд - это единственный язык, на котором разговаривают люди. Где друзья вокруг тебя - только когда у тебя есть деньги. Где, несмотря на временный смех, звон бокалов, искрящийся хоровод, тарелки, наполненные изысканной пищей, перспектива только одна - пустое свиное корыто. И больше ничего. Тупик. Темнота. Смерть…

Преподобный Ефрем Сирин говорит прекрасно: «Не будь привязан к данной тебе на время красоте, чтобы не предстать пред Богом лишённым всякой красоты. Не люби земного богатства, чтобы в наследие не получить себе нищеты». Юноша в наследие после разгульной жизни получил полную нищету. И в дом своего Отца он возвращался, лишённым всякой красоты. И не только в смысле потери красоты внешней. - Он, действительно, стал похожим на старика: новые морщины, сгорбленная спина, усталые глаза…

Но, самое главное, - он потерял красоту души! Как преподобный Андрей Критский говорит: «Погубил ума красоту».

Когда в душе - один блуд, одни свиньи, одни развлечения, то душа очень быстро чернеет, черствеет, стареет. И уже не до красоты. «Их конец - погибель, - говорит Апостол Павел, - их бог - чрево. И слава их - в сраме. Они мыслят о земном».

Но содом сладок недолго. Когда его бросили все - и блудницы, и друзья; когда он расточил всё имение; когда он вдоволь насладился «земным адом»; когда даже рожков, которыми кормили свиней, ему стало не положено (свиньям можно, а ему нельзя), только тогда он, как говорит Евангелист Лука, «пришёл в себя».

читать дальше
                     Жить в пространстве ежедневного благодарения Небу

«По тропе заснеженной, что ведет к Скиту,
Я с душою грешною на ночлег иду…
Ветерок пронзительный надо мной кружит,
Огонек спасительный вдалеке дрожит.
Наложу знамение и утихнет боль.
В Оптину вернулся - как к себе домой!»

(Стихотворение одного из паломников).

У замечательного подвижника нашего времени греческого старца Паисия (+1994) есть удивительное выражение, что христианин настоящий «должен действовать в пространстве благодарения».

Действительно, как не хватает нам в нашем холодном, суровом, мрачном мире теплоты благодарения и молчаливого радостного согласия с благой волей Творца!

Благодарность - это характерная черта верующего сердца!

За что же нам благодарить Бога, если в нашей жизни столько неустроенности, столько скорбей, столько трудностей и искушений?

Но, во-первых, скорби наши - это великие путеводители к Небесной радости,  а во-вторых,  вокруг нас, в нашей жизни, рассыпано такое великолепное ожерелье случаев, за которые мы со слезами умиления должны благодарить Христа, что только невнимательная и рассеянная душа останется немой и безучастной к этому загадочному пиру веры и благодарения!

Если человек все-таки ищет (пусть с ошибками и падениями) высший смысл в этой жизни, то его не удовлетворит мерцание земных огоньков, и не будут радовать плоские унылые картинки сиюминутных переживаний и восторгов…

Он обязательно почувствует, что душа должна стремиться к другому, большему и глубокому, пускай еще не понятному и неясному, но уже начинающему приоткрываться.

читать дальше

монастырь, optina.ru, проповедь

Previous post Next post
Up