Перед вами «Записки об оптинском музее». Автора «Записок» монахиню Марию (в миру Марию Семеновну Добромыслову) знают, прежде всего, как создателя замечательной книги «Житие иеромонаха Никона». Это рассказ о ее духовном отце преподобном Никоне (Беляеве), исповеднике. Немало горьких страниц в той книге посвящено и разрушению знаменитого монастыря. Монахиня Мария еще известна и как составитель биографического очерка «Монахиня Павлина» о шамординской монахине Павлине (Сидорцевой; † 1980).
Дочь козельского священника Мария Семеновна Добромыслова родилась в 1900 году в деревне Пронино Козельского уезда. Здесь же, в родном уезде, позднее она будет преподавать в деревенских школах. Однако тяга к рисованию вскоре приведет ее в Москву, на учебу во ВХУТЕМАС. Но два года спустя, в 1922 году, она вновь вернется домой. Снова сельская школа, где она работает учителем рисования.
В 1927 году в ее жизни открывается совершенно новая страница. Она приходит работать делопроизводителем в музей «Оптина Пустынь».
Спустя год, после ареста преподобного Никона, уезжает в Сухиничи. Но вскоре снова возвращается обратно в Козельск, так как по болезни вынуждена была уйти на пенсию. Известно, что в те годы одним из оптинских отцов Мария Семеновна была пострижена в монашество. В начале 1930-х годов, после массовых арестов в Козельске монашествующих и священнослужителей, она переехала в Калугу, где и скончалась 1 июля 1986 года.
Стараниями монахини Марии, а также таких хранителей предания и очевидцев эпохи, как монахиня Амвросия (Оберучева), Е.А. Булгакова, Н.Г. Чулкова, стали известны многие подробности жизни оптинского братства в последний период существования монастыря и после его закрытия. Помимо этого монахиня Мария написала несколько акварелей - портретов отцов и старцев Оптинских, а также рисунки различных видов Оптиной Пустыни. Текст предлагаемых «Записок» набран по машинописной копии, хранящейся в архиве Оптиной Пустыни.
Монастырь Оптина Пустынь был закрыт в 1920-1921 годах
[1]. Большинство его насельников покинули монастырь. Оставшимися трудоспособными монахами с разрешения местных представителей власти была организована сельхозартель «Оптина Пустынь».
В этом же 1921 году некто Защук Лидия Васильевна
[2] при содействии культурных работников области (в то время губернии) открыла в бывшем монастыре небольшой музей. Он помещался в двух-трех небольших комнатах одного из монастырских корпусов. Экспонатами для музея послужили вещи, имеющие художественную и историческую ценность, взятые из разоренных ближайших помещичьих усадеб, в основном из дома помещика Кашкина (с. Нижние Прыски). Много было собрано разнообразных редкостных вещей, привозимых владельцами из путешествий в иные страны, индийские предметы домашнего обихода, старинное оружие, фарфор и бронза (медальоны, барельеф, статуэтки художественной работы), даже кокосовый орех и перо страуса. По стенам были развешаны картины старых, преимущественно западных мастеров.
В июне 1923 года сельхозартель «Оптина Пустынь» была закрыта и всем монахам, работавшим в ней, было предложено освободить занимаемые ими помещения и оставить бывший монастырь. Вместо сельхозартели был открыт «Семхоз», в ведение которого отошли сады, огороды и скотный двор бывшего монастыря, стадо крупного рогатого скота. Коровы были помесью крупной симментальской породы с другими и на сельхозвыставке в Москве в каталоге числились под названием «Оптинская порода».
В этом же 1923 году организатор и руководитель музея Л.В. Защук выбыла из пределов Калужской области.
В 1924 году бывший монастырь по декрету Ленина был взят соответствующим учреждением (Главнаука) на госохрану как историко-мемориальный памятник и получил название «Оптина Пустынь».
В ведение музея отошли: скит со всеми строениями и садом, храмы, трапезная, библиотека, кладбище, почти все строения монастыря и 70 гектаров леса, окружающего монастырь.
Основной задачей и целью музея, согласно декрету, было по мере возможности сохранить внешний облик бывшего монастыря таким, каким он был при неоднократных посещениях его замечательными людьми нашей страны, всемирно известными писателями Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, А.К. Толстым, братьями Киреевскими и целым рядом других представителей литературы и искусства.
читать дальше