Монахиня Мария (Добромыслова). Записки об оптинском музее

Dec 21, 2011 01:05


Перед вами «Записки об оптинском музее». Автора «Записок» монахиню Марию (в ми­ру Марию Семеновну Добромыслову) знают, прежде всего, как создателя замечательной книги «Житие иеромонаха Никона». Это рассказ о ее духовном отце преподобном Никоне (Беляеве), исповеднике. Немало горьких страниц в той книге посвящено и разрушению зна­менитого монастыря. Монахиня Мария еще известна и как составитель биографического очерка «Монахиня Павлина» о шамординской монахине Павлине (Сидорцевой; † 1980).




Дочь козельского священника Мария Семеновна Добромыслова родилась в 1900 году в деревне Пронино Козельского уезда. Здесь же, в родном уезде, позднее она будет препода­вать в деревенских школах. Однако тяга к рисованию вскоре приведет ее в Москву, на учебу во ВХУТЕМАС. Но два года спустя, в 1922 году, она вновь вернется домой. Снова сельская школа, где она работает учителем рисования.

В 1927 году в ее жизни открывается совершенно новая страница. Она приходит рабо­тать делопроизводителем в музей «Оптина Пустынь».


Спустя год, после ареста препо­добного Никона, уезжает в Сухиничи. Но вскоре снова возвращается обратно в Козельск, так как по болезни вынуждена была уйти на пенсию. Известно, что в те годы одним из оптинских отцов Мария Семеновна была пострижена в монашество. В начале 1930-х го­дов, после массовых арестов в Козельске монашествующих и священнослужителей, она переехала в Калугу, где и скончалась 1 июля 1986 года.

Стараниями монахини Марии, а также таких хранителей предания и очевидцев эпохи, как монахиня Амвросия (Оберучева), Е.А. Булгакова, Н.Г. Чулкова, стали известны многие подробности жизни оптинского братства в последний период существования монастыря и после его закрытия. Помимо этого монахиня Мария написала несколько акварелей - пор­третов отцов и старцев Оптинских, а также рисунки различных видов Оптиной Пусты­ни. Текст предлагаемых «Записок» набран по машинописной копии, хранящейся в архиве Оптиной Пустыни.

Монастырь Оптина Пустынь был закрыт в 1920-1921 годах[1]. Большинство его насельников покинули монастырь. Оставшимися трудоспособными монахами с разрешения мест­ных представителей власти была организо­вана сельхозартель «Оптина Пустынь».

В этом же 1921 году некто Защук Лидия Васильевна[2] при содействии культурных работников области (в то время губернии) открыла в бывшем монастыре небольшой музей. Он помещался в двух-трех неболь­ших комнатах одного из монастырских корпусов. Экспонатами для музея послу­жили вещи, имеющие художественную и историческую ценность, взятые из разо­ренных ближайших помещичьих усадеб, в основном из дома помещика Кашкина (с. Нижние Прыски). Много было собрано разнообразных редкостных вещей, при­возимых владельцами из путешествий в иные страны, индийские предметы домаш­него обихода, старинное оружие, фарфор и бронза (медальоны, барельеф, статуэтки художественной работы), даже кокосовый орех и перо страуса. По стенам были развешаны картины старых, пре­имущественно западных мастеров.

В июне 1923 года сельхозартель «Оптина Пустынь» была закры­та и всем монахам, ра­ботавшим в ней, было предложено освободить занимаемые ими поме­щения и оставить быв­ший монастырь. Вместо сельхозартели был от­крыт «Семхоз», в веде­ние которого отошли сады, огороды и скот­ный двор бывшего мо­настыря, стадо крупного рогатого скота. Коровы были помесью крупной симментальской породы с другими и на сельхозвыставке в Москве в каталоге числились под названием «Оп­тинская порода».

В этом же 1923 году организатор и ру­ководитель музея Л.В. Защук выбыла из пределов Калужской области.

В 1924 году бывший монастырь по де­крету Ленина был взят соответствующим учреждением (Главнаука) на госохрану как историко-мемориальный памятник и получил название «Оптина Пустынь».

В ведение музея отошли: скит со все­ми строениями и садом, храмы, трапезная, библиотека, кладбище, почти все строения монастыря и 70 гектаров леса, окружаю­щего монастырь.

Основной задачей и целью музея, со­гласно декрету, было по мере возможнос­ти сохранить внешний облик бывшего монастыря таким, каким он был при неод­нократных посещениях его замечательны­ми людьми нашей страны, всемирно извес­тными писателями Н.В. Гоголем, Ф.М. До­стоевским, Л.Н. Толстым, А.К. Толстым, братьями Киреевскими и целым рядом других представителей литературы и ис­кусства.

читать дальше

воспоминания, архивные материалы, мон. Мария (Добромыслова), optina.ru, оптина пустынь, обитель

Previous post Next post
Up