Протоколы допросов, покаяние падших и некоторые критерии канонизации святых новомучеников и исповедников
Иеродиакон Платон (Рожков),
насельник Введенского ставропигиального монастыря
Оптина пустынь
Иногда высказываются требования прекратить руководствоваться при канонизации подвижников материалами судебно-следственного производства. По мнению некоторых исследователей, архивно-следственные документы не являются достоверным историческим источником, поэтому верить содержанию документов, особенно протоколам допросов обвиняемых, не следует. При этом приводятся доводы, что протоколы допросов - это продукт творчества следователя-«литератора», а подписи добывались следователем-«забойщиком» силой и угрозами. Безусловно, такие явления могли иметь место. При изучении дел нетрудно видеть, что каждый следователь являлся «литератором», а в случае необходимости и «забойщиком». Однако проблема не только в этом.
Большое значение имеет подпись обвиняемого, подтверждающая его «согласие» с тем фальсифицированным обвинением в контрреволюционной деятельности, которое ему всегда предъявлялось. Если арестованный поставил подпись под документом с фальсифицированным обвинением - это грех лжесвидетельства, который не перестает быть грехом, духовной слабостью, даже если совершен под принуждением «забойщика» и оформлен «литератором».
Процесс канонизации - это поиск примеров святости, которые, как показывают исследования, единичны. Если человек в результате мучений оступился - можно и должно ему посочувствовать, но такой поступок говорит об отсутствии у этого человека христианского совершенства. Мученик же всегда является исполнителем заповеди: будь верен даже до смерти и дам тебе венец жизни[1].
Изучение практически любого группового следственного дела дает богатейший материал. В нем ярко высвечивается разность поведения обвиняемых в примерно равных условиях следственных действий, проводимых одними и теми же следователями - «литераторами» и «забойщиками»: кто-то дорожит своей позицией («страшен только грех», - сказал один исповедник), другой колеблется, третий соглашается с любыми требованиями гонителей: лжесвидетельствует, становится агентом спецслужб. Но есть примеры, когда обвиняемый вообще не подписывает протоколы допросов и следователь это фиксирует.
Протоколы допросов, как правило, дают возможность понять позицию обвиняемых. В том и состоит искусство исследователя, чтобы стремиться понять нюансы духовного поведения подследственного, найти крупицы истины под грудой «литературного» труда. И это оказывается возможным, что видно из сравнения «признательных» и «непризнательных» протоколов. Из числа известных случаев можно привести пример группового дела, по которому проходили митрополит Кирилл (Смирнов) и митрополит Иосиф (Петровых). Поведение первого дало однозначное основание причислить его к лику святых, поведение второго этому не соответствовало. Епископ Григорий (Лебедев) не дал признательных показаний в отличии от всего духовенства, проходящего с ним по одному делу, и был прославлен в лике святых. Можно привести массу других похожих примеров.
Состояние совести человека во время следствия можно, условно говоря, представить графически. При изучении протоколов допросов святого мученика ясно видно, что его духовное поведение строго соответствуют Евангелию. Линия духовного состояния прямая, ясная, безгрешная. Мученик не нарушает святых заповедей. Его подпись стоит под «безгрешным» протоколом. Даже если следствие вел «литератор» и «забойщик» в одном лице, он ничего не мог сделать с «упрямым» святым..
Читать дальше