Слушать Вот и начался Великий Пост, и мы ступили на его первую ступеньку! Пока мы только нащупываем, как нам выстроить наше молитвенное делание, как составить новый рацион стола, какие изменения внести в устав нашей будничной жизни, как отделить главное от второстепенного, с какими страстями в первую очередь вступить в непримиримую борьбу.
И у каждого из нас, безусловно, будет своя борьба, своя схватка, своя линия фронта. Мы будем отважно уходить из кухни, когда родные будут жарить фантастически пахнущий бифштекс. Кто-то скомкает и выбросит пачку сигарет, чтобы покончить с пагубной страстью. Кто-то до крови будет сжимать губы, чтобы не произнести грубого или бранного слова. Будем после работы усталые, но счастливые бежать не домой, а в храм - на канон Андрея Критского.... Мы будем стараться не роптать, не осуждать, не тщеславиться, и стараться допить до конца чашу страданий и боли, которую Господь подает каждому из нас!
Пост - это огромный, полноводный живой океан и если мы войдем в лодку нашего сердца без твердой надежды на Христа, на Его помощь, на Его Любовь - то мы не поймаем ничего, да и суденышко наше перевернется житейскими волнами.
Пост - это не траур. Бог ждет от нас не просто изменения рациона и одежды, не только выдернутого из розетки телевизора. Он ждет от нас изменения в мыслях, изменения в движениях сердца! «Бог алчет обожения человека», - говорит преп. Максим Исповедник. Господь хочет, чтобы наша душа стала «новыми мехами», и не расплескала дарованной ей благодати.
Пост - это Божественное самораскрытие человека перед Вечностью. Это медленное благодатное умирание души человека для земной суеты и порока. Пост должен стать для нас тем «зерном горушечным», из которого произрастет прекрасное покаянное величественное древо Любви!
Все ступени Поста, по которым мы с помощью Божией пройдем - это ступени страданий Христовых, ступени Его крестного Пути. И, наконец, ступени Его смерти! Но движение нашей души на этом пути, сотканном из бесчисленных капель боли, должно быть пронизано самой великой радостью, самой глубокой надеждой, самым светлым упованием - Торжеством из Торжеств, славным Воскресением Христовым! «Если Христос не воскрес, - восклицает ап. Павел, - то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»...
Преподобный Симеон Новый Богослов в своих «Словах огласительных» размышляет о том, почему мы поем часто за богослужением «Воскресение Христово видевше», хотя никто из нас не был свидетелем этого события. Неужели здесь кроется какая-то неправда? Нет!..
читать дальше