Описание рукописной службы святителю Амвросию епископу Медиоланскому

Nov 23, 2012 21:26



Литургический и нравственно-богословский комментарий

Иеромонах Никон (Скарга),
насельник Оптиной Пустыни

Служба использовалась в келейном обиходе преподобного старца Амвросия Оптинского. По ней совершали всенощное бдение в день памяти святителя Амвросия - день Ангела старца Амвросия.

Служба Свт. Амвросию Медиоланскому

Первые сведения о службе встречаются в Летописи скита Оптиной Пустыни. 31 августа (по ст.ст.) 1870 г. Белевской сборщицей матерью Рахилью (Розовой) был привезен старцу Амвросию крест с частицами мощей. Одна из частиц была свт. Амвросия, еп. Медиоланского, духовного покровителя старца Амвросия. «В тот же день, - читаем в Летописи, - у батюшки совершено бдение келейное четырем угодникам. Стихиры и каноны святителю Амвросию пелись и читались по новой рукописной службе, составленной отцом Алексеем Ильенковым[1]. Утром 1 сентября отслужен тем же четырем угодникам молебен, на котором прочитан акафист святителю Амвросию, еп. Медиоланскому, составленный отцом Алексеем Ильенковым»[2]. В этой рукописной службе в день памяти свт. Амвросия Медиоланского, пока старец Амвросий был жив, келейно совершалась служба. В 1858 г. в монастыре был устроен придел в честь свт. Амвросия Медиоланского. Остается неизвестным, употреблялась ли эта служба в церковном обиходе. Рукопись хранится в Государственной библиотеке им. Ленина, фонд 214. Большого распространения эта служба не получила. Известен еще один список акафиста свт. Амвросию, хранящийся в библиотеке Московской Духовной Академии, шифр Ц-7А61 инв. №11816. Этот список акафиста был издан православным приходом в Милане в 2008 году. Текст воспроизведен по оригиналу с незначительными изменениями. Добавлена третья молитва. Эта же молитва напечатана там и на итальянском языке.




Краткая характеристика литургических особенностей службы

По составу своему служба бденная. Имеются стихиры малой вечерни и литии. Оригинальным в службе является наличие предпразднственных стихир и седальнов. Память свт. Амвросия попадает на период Рождественского поста, который служит цели - подготовить верующих к празднику Рождества Христова. «Гораздо более этой цели отвечают вводимые в службы этого поста особенные песнопения, подготовляющие верующих к достойному сретению праздника. Такие песнопения вводятся в службы поста с искусною постепенностию, все расширяясь в объеме, заполняя все большую часть церковных служб...»[3]. Первые предпразднственные песнопения появляются на Введение (катавасия «Христос раждается»), затем в службе апостола Андрея Первозванного три стихиры предпразднства. И в таком же количестве в службе свт. Николаю Мир-Ликийскому чудотворцу. Память свт. Амвросия следует за памятью свт. Николая. Такая близость сподвигла составителя службы сделать аналогичные вставки предпразднственных песнопений в службу свт. Амвросию. Но количество увеличив, к трем стихирам прибавлено три седальна, по 1-ом и 2-ом стихословии и по 3-й песни канона.

Второй оригинальной особенностью этой службы являются паремии. Первые две паремии выполнены центонной техникой или составлены из разных стихов Священного Писания. Цель такого подхода - дать наиболее точную копию или образ деяний святого, выраженную «устами» Священного Писания. Для первой паремии выбрано чтение из Притчей Соломоновых гл. 15, стихи 31-33, гл. 16, стихи 2, 5-8, 11-14, 16, 17, 20-24. В этой паремии основным назиданием является страх Господень, смирение пред Господом. Это общее место в святительских паремиях. Характерными стихами являются «Ярость царева вестник смерти: муж же премудр утолит его» (конфликт с императором Феодосием), «угнеждения премудрости избраннее злата: вселения же разума дражайше сребра» (оставление свт. Амвросием мирской славы и богатства, отказ от карьеры), «сотове медовнии словеса добрая, сладость же их изцеление души» (чудо с роем пчел, севшим на уста свт. Амвросия в отрочестве). Для второй паремии выбрано чтение из 2-х Царств гл. 12, стихи 1, 7-10, 13, 15-17. Это известная библейская история, когда пророк Нафан обличил царя Давида в убийстве и прелюбодеянии, после чего Давид покаялся. В жизнеописании свт. Амвросия имеется случай, когда он дерзновенно обличил царя Феодосия в неправедном кровопролитии, не допустил его до Причастия, наложив на него эпитимию и этим привел его к покаянию. Параллель этих событий позволила автору удачно разместить это чтение в службе свт. Амвросию.
читать дальше

свт. Амвросий Медиоланский, прп. Амвросий Оптинский, служба, optina.ru

Previous post Next post
Up