Надежда Александровна Павлович родилась 17(30) сентября 1895 года в Лифляндни, в местечке Лаудон, на территории теперешней Латвии, в семье мирового судьи. В их доме из поколения в поколение передавался благоговейно чудотворный образ Пресвятой Богородицы сербского письма. Под сенью этой иконы - Знамения Покрова Пресвятой Богородицы - прошла вся ее долгая многотрудная жизнь. По ее словам, ей довелось "увидеть, как смещались пласты истории и пласты человеческого сознания", - увидеть, осмыслить и запечатлеть увиденное.
Окончив в 1912 году в Пскове Александровскую гимназию, она публикует первые свои стихи в местной газете "Псковская жизнь", затем учится в Москве на историко-филологическом факультете Высших женских курсов им. Полторацкой. В это же время знакомится с В. Брюсовым, А. Белым, Вяч. Ивановым, С. Есениным, Б. Пастернаком и другими, печатается в газетах, журналах и альманахах той поры.
В 1920 году по поручению правления Союза поэтов Надежда Павлович едет в Петербург для организации отделения Союза, председателем которого был избран Александр Блок. Встреча с Блоком, возникшая между ними духовная близость во многом определили дальнейшую ее судьбу и мотивы творчества. Блок подарил Павлович первый том "Добротолюбия" со своими пометками, предложил прочитать "Летопись Серафимо-Дивеевской обители". В это тяжелое для России время, когда интеллигенция покидала родину, Блок говорил Надежде Александровне: "Я могу пройти незаметно по любому лесу, слиться с камнем, с травой. Я мог бы бежать. Но я никогда не бросил бы Россию. Только здесь и жить, и умереть".
Но идет 1921 год - последний год жизни поэта. Совсем "потерянной", в состоянии, близком к самоубийству после кончины Блока, Господь приводит ее в Козельскую Оптину пустынь, где живет в это время семья друга ее детства Льва Александровича Бруни.
Здесь впервые видит она замечательного оптинского старца
иеросхимонаха Нектария. В течение трех дней пытается она поговорить с ним, но старец отказывается принять молодую женщину, представительницу столичной литературной богемы. Потрясенная, она уезжает в Петроград, но мысль о старце ("я видела настоящего святого"), о единственно возможном для нее пути исцеления не покидает ее. Впоследствии она вспоминала: "Батюшка Нектарин испытывал сердца приходящих к нему и давал им не столько утешение, сколько путь подвига, он смирял и ставил человека перед духовными трудностями, не боясь и не жалея его малой человеческой жалостью, потому что верил в достоинство и разумение души и великую силу Благодати, помогающей ищущему Правды". Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дня жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной...
читать дальше