Я, конечно, повторюсь, когда скажу, что такие выставки потому бесценны, что позволяют увидеть талант во всем его жанровом многоголосии, объемно и разносторонне. На выставке Натальи Гончаровой каждый найдет, на что сердце отзовется. Все измы, всё всёчество здесь представлено. Свобода авангардного творчества начала 20-го века позволила без фальши испробовать кистью действительно все: от примитивизма до гротеска, включая жанровые изыскания, которые цензура того времени поименует возмутительным развратом. Обрусевшие гогенизм, сезанизм и матизм опозноваемы. Крестьянизмы и нетрадиционные христианские образы соседствуют с восхитительными натюрмортами с цветами. Испанский цикл бесподобен. Наталья Гончарова была счастлива познать успех при жизни, но картины ее добрались на родину спустя много лет после кончины автора, а многие не добрались.
Образ самой Натальи мне больше всего понравился в ларионовском исполнении (1907, первый при входе на выставку, который с просинью по лицу). Кстати, имя художницы полностью повторяет имя ее дальней родственницы - Натальи Гончаровой, жены. А.С. Пушкина, отдаленным потомком которой она является.
2. Богоматерь с орнаментом.
Глаза, заглядывающие в душу.
3.Весна. Белые испанки. (1932) ГТГ.
Весна служит фоном в виде цветущих дерев и покрывает девушек ажурными накидками, полупрозрачный гипюр которых, составленный из цветов бело-розового оттенка, сливается с облаками природного лепесткового белого. Девушки, как распускающиеся деревья, красивы, возвышенны и возвышают.
4.Полиптих (1923-26) состоит из пяти частей, и только одна из них принадлежит ГТГ, остальные - парижские. Возможность увидеть их все вместе уникальна. Они энергетически резонируют в своем единении. Каждая по отдельности не даст ощутить этого эстетического удара, бьющего издалека и заставляющего междометничать вслух. Они настроены по одному камертону и звучат вместе, дополняя и усиливая друг друга.
5.Осенний вечер. Испанки. (1922-1928).
Как пишут, эта картина никогда ранее не экспонировалась.
Я бы сказала, что она представляет собой невероятно притягательную условность.
6.Испанки (1922). Панно для особняка С.А. Кусевицкого.
7.
8.Испанки. к. 20-х г. ГТГ.
Две чарующие испанки, в архитектурных образах которых реализм сливается с декоративной орнаментальностью. В первую очередь, есть взгляд, отстраненный, направленный в другой мир. Он контрастирует с мягкой прозрачностью мантильи, ажурной ткани, черной и белой (графитный карандаш).
9.Из театральных работ
10. Эскизы тканей, ковров, обоев
11.
12. Выставка работает по 16 февраля 2014 г. По четвергам до 22.00.
Хочется добавить еще короткий список "для себя":
Светящийся хоровод
Ветвистые хвосты павлинов и львов
Облака с цветочками на деревьях
Ширма с парижской набережной
Подсолнухи-галактики
Магнолии
Бегония
Букет на фоне полосатых обоев. ГТГ.
Белый кувшин с цветами. ГТГ.
Чертополох. Огромные головки внизу под букетом, несоразмерно-притягательно.
Слияние аэроплана с поездом