Для готического кабинета особняка А.В.Морозова в Подсосенском переулке, созданного Ф.О.Шехтелем, М.А.Врубель выполнил цикл декоративных панно на тему трагедии И.В.Гете «Фауст» и одноименной оперы Ш.Гуно: «Мефистофель и ученик», «Маргарита», «Фауст», «Полет Фауста и Мефистофеля». Пятое панно «Фауст и Маргарита в саду» утрачено. Для того же дома Врубель написал панно «Философия» (1899). Сегодня эти произведения принадлежат собранию Третьяковской галереи. Ранее они размещались в центральной части зала Врубеля, теперь - в боковой галерее справа.
При жизни к Врубелю отношение было противоречивым. Одни считали его шарлатаном, прячущим свое неумение за всякими вывертами, другие почитали за гения, которому все доступно. А.Бенуа упрекал Врубеля в нарочитом гениальничанье. О цикле для готического кабинета он писал: «Его панно с легендой Фауста, к сожалению, слишком отдают неметчиной, слишком по-мюнхенски надушены, настолько даже, что при взгляде на них трудно не вспомнить ужасной памяти Лицен-Мейера» (кстати, "История русской живописи в XIX веке" А.Бенуа - книга очень неординарная, всем советую). Позднее Бенуа признает эти упреки самой большой ошибкой своей книги и объявит, что Врубель - настоящий гений.
Центральным образом триптиха является Маргарита - воплощение гармонии, воплощение чувств автора к супруге - Надежде Забеле, которая стала его женой в год создания панно. Вскоре после того, как они обвенчались, в сезон 1896/1897 года она пела партию Маргариты в опере Гуно «Фауст» в Харьковской опере. Маргарита - портрет Забелы в метафорах символизма. Лилии и ирисы отождествляются с ней, равно как и облака. Она объединяет их, она сама - превращенные цветы и облака, их душа.
Как антитеза, Мефистофель слева похож на бабу Ягу или старую ведьму.
Мефистофель о Фаусте:
Он не такой, как все; он служит по-иному;
Ни пить, ни есть не хочет по-земному;
Как сумасшедший, он рассудком слаб,
Что чувствует и сам среди сомнений;
Всегда в свои мечтанья погружен,
То с неба лучших звезд желает он,
То на земле - всех высших наслаждений,
И в нем ничто - ни близкое, ни даль -
Не может утолить грызущую печаль.
Эскизы для панно "Фауст и Маргарита" 1896 г. сюжетно значительно отличались.
«Полет Фауста и Мефистофеля»
Демоническая тема в творчестве Врубеля неизменно направлена на постижение тайн человеческой души. Всадники летят над городом. Фауст - в черном, продавший душу, погружен в думы. Репейник как символ зла буквально колет его ноги. Мефистофель - в красном, дух зла, искуситель, смотрит на нас всезнающе и многозначительно. Головы лошадей выписаны так, что их надо увидеть, разглядеть, как образы при превращении облаков. Это полет в психологической плоскости. Полет в тайну.
В речи над могилой Врубеля Александр Блок сказал: "..у Врубеля брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но уже и пророки. Врубель потрясает нас, ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя, может быть, свое грядущее поражение".
реконструкция кабинета:
http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/ru/mansions/ссылки:
http://vrubel-world.ru/vrubel-art2.phphttp://www.screen.ru/school/vrubel/fantastreal.htm