Будучи в гостях у
Крымской диаспоры (г.Киев), удалось познакомиться с множеством интересных историй из жизни крымских татар и вообще населения Крыма. Особенно запомнилась встреча с
Анифе Куртсеитовой и
Татьяной Гузик и разговор о процессе адаптации крымских татар в 80-хх годах.
1986 год одна из первых волн возвращения крымских татар в Крым: селились не туда, где хотелось, а где получалось. и население было заранее «подготовлено».
«Раньше местные жители (относительно молодое поколение) слышали, и не верили и говорили: «Да, перестаньте, зачем вы это сочиняете». А теперь начинается понимание: когда выдворили татар, а еще задолго до того 44, а еще первая аннексия 1783 год. Везде, где Российская империя производила захват, первое, что они делали и их задача была: коренное население выдворить и заместить его каким-то. И вот то население, которым замещали, вот им уже в голову вдалбливались определенные стереотипы и слухи, которые уже жили самостоятельно, как народная молва. Никогда этим не занимались просто так: «нашоптыватели», «науськиватели» всегда были.
Крым всегда был стратегически важен.
Специально заселялись (не то чтобы отставники очень любят Крым и очень хотели там жить), а специально заселялись кгбешниками и всеми др видами отставников военных подразделений.
Вот для таких случаев, чтобы хоп!: «И поднялось местное население в едином порыве! И пошло на референдум! Приветствовать приход Российской Федерации». А анализируя уже сейчас видно, что предпосылок много было - а мы что тогда отвечали: «Да перестаньте! Пошли лучше просто вина у моря попьем и съедим шашлыка. Ну что мы о глупостях говорим! Мы все уже давно родственники! и т.д.»
Сейчас это кажется немыслимым, абсурдным.
Но им тогда пришлось отстоять себя не только перед властью, но и перед местным населением.
«Белогорский район. Нам свет отключили, год жили без света. Главу семейства арестовывали каждый день, забирали, - к вечеру отпускали, потом всю ночь они писали плакаты (например, "Верните крымских татар в Крым" и др), вешали эти плакаты и утром его опять забирали. Это было без конца. Кто-то месяц с детьми жил на Красной площади, ходил на акции, пытались поддерживать разные диссидентские движения. Года два все ездили на Красную площадь и что-то таки пошло".
"Идешь в школу дети в тебя камни кидают. Родителям было не до детей, успокаивались сами, сами все прекрасно понимали и учились драться. Крымских татар не отоваривали в магазине (не выдавали продукты, ничего). Это было несколько лет. Взрослые (из числа местного населения) искали хвосты у крымских татар - вот так представляли крымских татар, что приедут какие-то страшные люди, семьи. Нельзя было крымским татарам дома продавать, милиционеры за ними гонялись".
Одна история.
Купил в селе крымский татарин дом у женщины. Местные власти закрыли ее в сельсовете и довели до безумия за то, что она продала крымскому татарину дом. На следующий день дом снесли полностью. Это 1987 год. Собаку, которая охраняла этот дом, забрали и вывезли.
Женщина попала в сумасшедший дом. Это одна из известных историй, об этом много писали, были протесты, митинги. Этот мужчина объявляет голодовку и в какую-то ночь (когда был серьезный риск его здоровью) тот сельсовет принимает решение о выделении ему земельного участка, вместо того снесенного законно купленного дома».
Вот так возвращались первые крымские татары.
К 90-м годам уже все приутихло, а в городах всегда эти процессы происходили более сглажено.
На такую же подготовленную почву легла и сегодняшняя война. Правый сектор, поезда с людьми\боевиками едущими на Крым, Донбасс что-то там громить, убитые младенцы…дети. А эти пути коммуникации\манипуляции так никто и не закрыл... (судя по освобожденному Краматорску).
В большинстве своем наши собеседницы устали и перестали убеждать своих друзей\родственников в Крыму в обратном - свое здоровье важнее. И ждут: не простая вера, а уже подкрепленная надежда, что хотя бы постфактум люди грустят о общем, приятном прошлом и не более. Но это только капля в огромном море.