Пятница ретро-игр

May 08, 2010 20:29


Пробило на ностальгическое настроение. Собственно говоря, не первый раз, но с чего на этот раз началось, не помню. Правда, из всего желаемого, удалось пока только повозиться со старыми досовскими игрушками, но и то приятно.

Для погружение в прошлое используем программу dosbox (она, кстати говоря, есть и для Windows, и для Mac OS и для других осей - dosbox.com):



В ubuntu dosbox устанавливается из стандартных репозиториев стандартной командой sudo aptitude install dosbox. И после этого она в общем-то готова к использованию.

На скриншоте видны и самые необходимые действия:

1. Монтирование папки dosprogs из домашней директории как диска C:
mount c ~/dosprogs

2. Переход на "диск С":
с:

3. Перемешение по папкам на "диске С" (в директории ~/dosprogs):
cd dir1/dir2 ...

В примере файл запуска игры (civ.exe) лежит в папке ~/dosprogs/civrus/civilization. Так как ДОС понимает имена файлов не длиннее 8 символов, civilization сокращается до civili~1. Все папки с играми можно скидывать в dosprogs, однако если игра была распакована после запуска досбокса, то dosbox её не увидит, пока не будет перезапущен. Естественно, что "диском С" может служить любая другая папка, просто команда монтирования будет выглядеть при этом иначе.

Для справочной информации в окне dosbox можно набрать help (команды) и intro - там будет в том числе информация, данная выше и помощь по монтированию cd-rom, а также полный список сочетаний клавиш (наиболее полезные: Ctrl+F5 - скриншот, Ctrl+Alt+F5 - скринкаст (в линуксе за этим сочетанием клавиш закреплено одно из окон терминала, поэтому как надо это не работает; как решить проблему пока не знаю), Alt+Enter - разворот на полный экран и обратно, Alt+Pause - пауза, Ctrl+F9 - закрыть dosbox, Ctrl+F10 - захватить и освободить курсор).

Различные настройки программы хранятся в файле .conf в скрытой директории ~/.dosbox. Редактировать его можно обычным текстовым редактором и внутри есть пояснения к каждой строчке (по-английски). Понадобиться это может при различных проблемах с конкретными играми. Проблемы действительно бывают: то где-то заикается звук, то его вообще нет, то ещё что-нибудь. По идее, всё это скорее всего решается правильными настройками, но я пока не вникала - это надо сидеть с каждой игрой разбираться отдельно, а мне хотелось пока просто побегать и посмотреть.

Ну и что касается самих игр. По запросу "старые игры для dos" в интернете можно найти практически что угодно. Ну вот несколько сайтов:

http://www.dosgames.ru

http://www.games-history.ru

http://www.classicdosgames.com

Дальше нет больше никакой полезной информации, только мои воспоминания и эмоции с картинками.

Компьютера с досом у меня не было очень долго, но я о нём с детства мечтала (о любом мечтала, не обязательно с досом, конечно). Какое-то время был ZX Spectrum, я даже на нём немного пыталась программировать (насколько это может быть доступно второкласснику), но он быстро сдох да и вообще это совсем другая история.

Игровых приставок тоже не было, причём, не было их, видимо, и у моих друзей, у которых я бывала в гостях, а то я бы их хотя бы видела, а так я о них только слышала. Но хотела я именно компьютер, хотя естественно основным привлекающим моментом были всё равно игры. Уж не знаю, мама ли мне когда-то сказала, что мол компьютер это более полезная и универсальная вещь, или каким-то образом я сама догадывалась, но к приставкам была равнодушна (правда, неизвестно, что было бы, если бы я их видела).

Ещё когда приставки были совсем редкими, в городе были "компьютерные клубы". Совершенно не помню, где они были, и как я туда попадала (думается, что это были отгороженные уголочки в фойе зданий вроде кинотеатров). Несколько раз мне удавалось там поиграть, хотя пробиться через толпы желающих того же мальчишек было непросто. Помню, что там многие резались в какой-то файтинг на двоих (жутко квадратная графика, один в белом кимоно, другой вроде в красном).
А мне дико нравилась игрушка, где надо было вести самолётик над бесконечной рекой, уворачиваясь он нехороших предметов и ловя хорошие. Что за игра была, теперь ума не приложу, но подозреваю, что те компы могли быть опять же спектрумами, просто на тот момент меня это слабо волновало. Много мониторов, кстати, были не цветные, и когда попадались цветные это было ВАУ.

Ещё был урок информатики классе в третьем. Зачем, для меня загадка - мы там только играли. Не удивлюсь, если это изначально и задумывалось (ну мол пусть дети обвыкнутся с этими устройствами), а вовсе не от халатности администрации. Там была змейка и Load Runner. Причём, до меня только сейчас дошло, что это скорее всего были спектрумы, потому что лоадраннер по графике был точь-в-точь спектрумовский, а не досовский. Мониторы там были монохромные, зелёные о_О

Но это всё фигня. Потом в школу купили цветные мониторы и компьютеры уже явно с досом. И вот это уже было и правда круто, и две основных тогда игрушки я помню очень хорошо - Prehistorik и .Dangerous Dave. Не знаю, почему именно эти, а не какие-нибудь более классические Mario и Duke Nukem.

В Prehistorik ещё уморительная музыка. Но сцуко игра сложная. Прыгает этот пещерный человек очень плохо, а про читы я тогда и не слышала.




Вот именно в этой игре мне сейчас удалось поймать то самое ощущение. Описать его и сравнить с нынешним удовольтсвием от игр невозможно вообще. Это особенное такое ощущение и естественно, оно никак не связано с качеством игры. Просто тогда, это всё было крайне необычным, а поэтому крутым. И достаточно было управлять хоть квадратиком на экране, всё равно пробирало.

Дэйв ходит по дому, наполненному мертвяками. Его я тоже никогда не могла пройти хотя бы первый уровень. Он собак такой очень долго перезаряжает свой ружьё. А ещё там есть незабываемая горбатая старушка, метающая ножики.




Вообще сейчас слабо себе представляю, чем же меня привлекали эти игрушки, если я так слабо в них играла. Но зато какое родное дерево при входе в дом с зомби.

А вот Принц Персии оочень известная игра. Правда, откуда я её знаю, и где успела поиграть, не помню, хоть убей. Ну тем веселее потом было читать "Принц Госплана" Пелевина. Тоже никогда далеко в ней не продвигалась. Меня и сейчас бесит то, как двигается этот принц: вместо того чтоб остановиться, когда отпускается клавиша, он проходит ещё чуть-чуть и конечно шмякается на колья. Хотя понятно, что управление сделано таким специально и к нему можно приспособиться.




А вот эта игра, тогда показалась вообще верхом красоты (вот та баба с глазами казалась вообще охуенной, хоть и из квадратиков):





Дюна 2. Насколько знаю, тогда это была лучшая стратегия (в малочисленном тогда жанре) и одна из лучших игрушек вообще. Но тогда я об этом не подозревала, а просто резалась сутки напролёт. Вот тут у меня всё нормально получалось :)
Дорвалась я до неё в гостях у тёти. Наверное, было не очень прилично утыкаться в компьютер в гостях, но с другой стороны я была ребёнком, да к тому же взрослые скорее всего только рады были, что я не хочу не ною, что мне скучно и не надо мной заниматься.

Вот собственно и весь мой личный опыт общения с игровым наследием. Так что особенно тут не поностальгируешь. Но старые игры ещё дико интересны другими качествами.
Это больше уже интерес к истории, а игровая индустрия уже наработала нехилую историю. Это как изучать историю музыки или литературы. Вовсе необязательно тащиться от произведений Вольтера, но когда интересен сам предмет, тащишься уже просто от ознакомления с продуктами той эпохи ещё и в контексте всех своих знаний о литературе вообще.

Плюс накладывает отпечаток работа в сфере близкой к производству видеоигр. Даже когда просто торгуешь всеми этими "новинками" отношение получается уже особенное, даже если не увлекаешься геймерством как таковым. Названия "Westwood Studios", Sid Meyer, "LukasArts", "Sierra On-Line" звучат как-то по-особенному. А в обзорах современных игры любят сравнивать со старыми, но заслужившими признание классикой жанра представителями.
Ну и вообще, читаешь обзоры, и зудит посмотреть, что же это была за игра, от которой произошли потом больше двух десятка других игр разных жанров вселенной Меча и Магии.
А вот такая вот она была:




Это Kings Bounty, тот, самый-самый первый. Страшненький, но ведь крутой, раз от него такие шедевры потом попёрли.

Или вот, например, выходит ремейк самых первых Settlers, а какие они были те самые... В Цивилизацию играла когда-то, версию уже в четвёртую, кажется. А оказалось, самая-то первая была огого.
Покорила она меня сейчас заставочным роликом с клёвой пиксельной графикой:




А ведь есть ещё первый Doom, первый Warcraft, первый Disciples (жуткое на вид, вроде). Однако, стоит, поковыряться теперь на предмет качества. Хочется, например, поиграть в квест Loom, а там звука нет, а без звука там никак.

dosbox, soft, games, ubuntu, linux, computer

Previous post Next post
Up