Оригинал взят у
dolboeb в
24 миллиона рублей: как мы разучились читать и считатьПримерно 100500 раз за последнюю пару дней прочитал в разных уважаемых и неуважаемых СМИ, что
400.000 евро - это 24 миллиона рублей. Даже сам почти поверил.
Меж тем, официальный курс евро на сегодняшний день составляет ₽72,6582. При таком курсе 400.000 евро - это 29.063.280 рублей. В четверг, на момент задержания Белых было 29.160.640 рублей,
коррекция настала в пятницу из-за Brexit.
Такой уровень фактчекинга, подкосивший разом и партийную печать (телеканал Россия, Комсомолка, Лайфньюз, Лента.Ру, РИА Новости, Взгляд), и некоторые независимые частные издания - это очень явный и внятный симптом запущенной болезни. Деградация отечественного медиарынка, полная утеря берегов и ответственности перед читателем за достоверность сообщаемых фактов - естественное следствие двух независимых друг от друга процессов, лишь один из которых идёт сверху и объясняется кремлёвским вмешательством. Другой идёт снизу, и он гораздо страшней.
Как сейчас помню момент, в который я впервые эту печальную дихотомию сформулировал.
В марте 2000 года, когда Путин потерял приставку и.о. в названии должности, Лента.Ру была продана ФЭПом коммерческому инвестору - тогдашнему владельцу «Рамблера» Сергею Васильеву (
чьи мемуары о девяностых я недавно с большим интересом прочитал, и вам советую). В понедельник 27 марта, наутро после президентских выборов, в отеле «Балчуг Кемпински» новый владелец устроил закрытую презентацию проекта для иностранных инвестфондов (которым со временем рассчитывал впарить «Рамблер» - но эти планы вскоре разрушил доткомовский крах). На той презентации я докладывал основные параметры и перспективы Ленты.Ру в качестве коммерческого проекта: аудитория, монетизация, все пироги. И один пожилой американский финансист спросил меня с подъёбочкой:
- Не боитесь ли Вы, Mr. Nossik, что в связи с избранием KGB man на пост президента России в Интернете установится такая цензура, из-за которой ваше издание не сможет работать?
Я встречался с Путиным за три дня до его назначения исполняющим обязанности, он мне тогда поклялся, что цензуры в русском Интернете не будет, и я ему поверил. Кстати, на выборах 2000 года я и сам за него голосовал. Но к вопросу американского финансиста я отнёсся со всей серьёзностью. И ответил ровно то, что думал:
- Цензурные риски в России существовали всегда, но в перспективе ближайшего пятилетия они не представляются мне актуальными для Интернета. Куда страшней другая угроза: что конечный потребитель новостей утратит к ним интерес. Тогда нам точно пиздец. Если новости на русском языке станут неинтересны русскому читателю, нас выметет с рынка на раз. Не думаю, что это случится в ближайшие годы, но если Вам нужна реальная угроза для российского медиабизнеса, то вот она: утрата читательского спроса на достоверную информацию.
Угроза, как видим, реализовалась 16 лет спустя. Пипл радостно хавает не проверенное на калькуляторе. И сам не проверяет. И перевранный в десятках источников курс евро никого уже не парит. Грань между проверенным редакцией фактом и «информацией ОБС», публикуемой без проверки, неуклонно стирается.
Что дальше?
Дальше очень простой выбор.
Хочешь знать правду - отучайся читать русскоязычные источники.
Там даже калькулятором пользоваться разучились.